Подобно большинству туземцев, американские индейцы верят, что именно сновидения указывают человеку путь в некоторых случаях жизни.
Как выглядит магическое колесо снов у американских индейцев?
Мой первый контакт с этими людьми произошел весьма любопытным образом. Ощущая себя в Лондоне неуютно из–за недостатка пространства, я на несколько дней поехала в Корнуолл, чтобы отдохнуть и вновь настроиться на контакт с землей. Там я обнаружила несколько каменных кругов и гуляла среди них, размышляя об их тайнах и жертвоприношениях, местом для которых они, возможно, служили.
Один круг, состоящий из двадцати одного камня – большой камень в середине был окружен двадцатью меньшими, – особенно зачаровал меня, и я возвращалась к нему снова и снова. Средний камень, по высоте ненамного ниже моего роста, имел вид покинутой женщины, нуждавшейся во внимании. Я собрала маленький букетик полевых цветов и положила у его подножия. Вдруг я вспомнила, что у меня в кармане лежит маленькая бутылочка с корнуоллским медом, и, открыв ее, побрызгала немного на камень. К моему большому изумлению, он, как показалось, ожил и засверкал. Тогда я брызнула медом на каждый из камней. Они тоже засияли.
Я стояла в центре некоего подобия колеса, сотканного из света; излучавшие свет спицы этого колеса выходили из каменной ступицы и соединяли ее с каждым камнем на светящейся окружности. Мне показалось, будто я нахожусь в середине магического колеса американских индейцев – структурной схемы неба и земли, подобной мандале, – в мощном фокусе медитации между духом и материей. Перед тем как покинуть это место, я обошла круг по периметру три раза и удивилась еще больше, когда нашла маленький пучок перьев, подобный тем, которые используют американские индейцы для головных уборов. На обратном пути к машине я нашла еще один и уехала, несколько озадаченная.
Верования индейцев Хоппи о снах
Через час я наткнулась на старую, как этот мир, английскую пивную в такой же старинной деревне, и мне захотелось остаться здесь на ночь. Я вошла в пивную и открыла рот от изумления, увидев перед собой группу американских индейцев в ритуальных головных уборах из перьев. Почти сразу же мы разговорились. Они рассказали мне о древних предсказателях племени хопи, появляющихся в снах и видениях. Эти предсказатели предвидели многие события, такие, как открытие европейцами американского континента, две мировые войны, взрывы атомных бомб и высадка американцев на Луну.
Эти предсказатели также говорили о времени очищения, когда землю будут сотрясать сильные землетрясения, когда будут извергаться вулканы, будут происходить большие бури и в смертельной схватке сойдутся лед и пламень. Многие американские индейцы, с которыми я разговаривала с тех пор, верят, что теперь мы живем во время очищения, и выживание возможно, если мы возвратимся на пути священных учений.
Молитва о сне индейцев Хопи
Хопи приезжают в Англию для того, чтобы совершить церемонию молитвы за Мать Землю, на которой мы живем, а также обряд ее исцеления, и они уже провели одну часть обряда именно у того каменного круга, где позднее побывала я. Они надеялись принести гармонию на землю, разговаривая с Великим Духом, Отцом Небом и Матерью Землей, вызывая духов предков по мужской и женской линии, силы воздуха, воды, земли и огня.
Они говорили о силах земли, протягивающих руку людям, чтобы поговорить с ними, и подчеркивали, что настоятельно необходимо молиться, чтобы сны, видения и вдохновение сделали эти сообщения понятными нам, чтобы мы могли поступать в соответствии с ними. Я узнала, что идея их путешествия возникла из ряда явлений, которые называются Поисками Видений, происходивших независимо с каждым членом группы.
Поиски видений в снах в соннике индейцев
Так как Поиски Видений начинают, в основном, для того, чтобы установить и осознать жизненную задачу человека и выявить животное, которое будет его духом–покровителем, то первые Поиски обычно имеют место по достижении половой зрелости. Индейцы начинают учиться работе со своими снами, как только смогут говорить; так же поступают и дети коренных жителей Америки – индейцев, особенно мальчики, подготовленные к Поискам Видений. Это священный обряд инициации, по исполнении которого ребенок считается совершеннолетним и находит свое место в индейской общине.
Как проходит обряд трактования видения в сне
Церемония длится три–четыре дня. Мальчик, подвергающийся обряду Поисков, должен остаться один, без одежды, за исключением одеяла, без пищи и воды. Перед этим проводится большая подготовка, в которой играют важную роль сновидения, медитация, пост, уединение и, наконец, время, проведенное в вигваме для того, чтобы пропотеть. Смысл подготовки – очищение тела, разума и духа. Хотя обряды каждого племени американских индейцев уникальны, Поиски Видений, по–видимому, являются общими для всех; этот обряд возник из убеждения, что уединение и лишения открывают разум и что истинную мудрость можно найти только вдали от других людей.
И вновь, как это было в Австралии, я ощутила себя в коже американского индейца. Когда Малый Пес делился своими воспоминаниями о днях и ночах, проведенных в ожидании видения, которое, как он боялся, может никогда и не появиться, мое воображение перенесло меня туда. Я переживала его страхи и опасения, чувствовала стук его трепещущего сердца, когда холод и темнота подкрадывались к нему, и вздрагивала, как вздрагивал он от зловещих криков североамериканских козодоев. Я морщилась от боли, когда его младшая сестра срезала квадраты кожи со своих рук, а потом, тщательно завернув, отдала ему в бутыли из тыквы, чтобы напомнить: он может использовать ее мужество, если у него не хватит своего. Его жажда и одиночество стали моим переживанием, так что, когда Малый Пес описывал вигвам для потения, пребывание в котором предшествовало его Поискам Видений, то я испытала это вместе с ним.
Его отец и двое дядей сделали вигвам для потения из изогнутых ивовых веток, одеял и непромокаемого брезента. (Позже я увидела такой: он немного напоминает иглу – жилище эскимосов, очень низкий, так что в него можно войти только ползком.) Отец Малого Пса выкопал яму для костра в середине вигвама, приготовил священную трубку и приказал Малому Псу устлать пол шалфеем; индейские легенды утверждают, что шалфей очищает и имеет священные свойства. Камни для нагревания вигвама, которые использовались много раз до того, уже находились в костре, ярко пылавшем снаружи.
Малый Пес, его отец и дяди сняли одежду и заползли внутрь. Они зажгли пучок шалфея и окурили вигвам; при этом каждый из них молился, чтобы Малый Пес оказался достойным увидеть хороший сон. Постепенно снаружи передавали раскаленные камни, которые складывались в яму для костра. Малому Псу становилось все жарче и жарче. Его разум, казалось, вырвался на свободу, как будто таяли цепи, приковывающие Малого Пса к повседневной жизни, и он подумал, что теряет сознание.
Внезапно его дядя плеснул ледяной воды на раскаленные камни, и вигвам наполнился обжигающим паром. Малый Пес подумал, что его легкие разорвутся; еще немного – и он умрет, фактически он уже был мертв. Перед ним появились изображения – люди, которых он знал или никогда раньше не видел, животные, птицы, растения. Он чувствовал, что падает, летает, сжимается, расширяется, умирает и рождается вновь.
Вдруг отец, взяв его за локоть, сказал: Пора идти. Он вручил Малому Псу священную трубку и сказал ему, что он никогда не должен лгать о своих видениях или о чем–либо еще, потому что это принесет несчастье его племени. Малый Пес впервые вдохнул дым табака, смакуя этот вкус и молясь, чтобы видение заставило отца гордиться им. Он знал, что соплеменники и знахарь, позднее часто помогавший ему толковать сновидения, – все ожидали результата: как именно видение Малого Пса определит его место в племени. Он чувствовал себя странно, испытывал головокружение и не знал, сколько времени провел в вигваме для потения, – часы, дни или недели. Он. выполз из вигвама, встал на ноги и, шатаясь, последовал за отцом на холм к яме видений – яме, выкопанной в земле и накрытой ветками, травой и листьями.
Было очень темно и холодно. Отец Малого Пса завернул его в одеяло, сделанное специально для первых Поисков Видений Малого Пса его бабушкой, дал бутыль из тыквы, в которой была кожа его сестры, и священную трубку, которую они только что курили, и покинул его. Малый Пересказал, что первая ночь в яме видений была самой скверной. Он чувствовал себя совершенно одиноким, и,даже зная, что дух говорит с ним через деревья, травы, камни, скалы, животных и стихии, он испытывал тревогу как от того, что может появиться, так и от того, что это может не появиться.
Слезы текли по его щекам, руки и ноги окоченели, и он очень хотел пить. Через некоторое время окоченело все тело, а разум, казалось, витал над ним. Он молился, стискивал для храбрости бутыль из тыквы и трубку и то погружался в сновидения, то выходил из состояния сна, где неясные очертания животных и людей пытались разговаривать с ним. Он полностью потерял ощущение времени, и в конце концов его сны и видения стали такими четкими, будто они были материальны, будто кто–то взял его за руку и говорил ему, что именно делать.
То, что произошло за эти четверо суток, утверждал Малый Пес, превратило его из мальчика в мужчину. Когда отец пришел забрать его, даже его голос казался более низким.
Два дня я провела вместе с индейцами, участвуя в церемониях посвящения и установления гармонии с землей, жадно слушая их рассказы, и решила как можно скорее предпринять мои собственные Поиски Видений. Я снова осознала: если сны играют важную роль в жизни аборигенов, сеноев, зоза и коренных жителей Америки – индейцев, значит, все они – на самом деле инкубируют сновидение. Им не пришло бы в голову сказать, что они никогда не видели снов или не помнят их, либо отбросить свои сны как неуместные – что делают многие из нас на западе.
Индеец по имени Хромой Олень, теперь уже умерший, однажды сказал: Мольба о видении – это начало всех религий. Жажда сновидения исходит свыше – без нее, я считаю, ты ничто.