Какого числа Сретение Господне в 2025 году

Дата в 2025 году: 15 февраля, вторник. Начинается воспоминание Сретения Господня с 14 февраля и заканчивается 22 числа, если не начинается Великий пост. В противном случае Сретение Господне празднуется столько дней, сколько останется их от поста.

Другие названия: Сретение, Сретенье, Громницы, Очищение Марии, День свечей.

Церковное название: Сретение Господне.

Традиции и обычаи: обход жилищ с иконой Сретения; освящение свеч.

Праздник Сретения Господня - один из самых древних праздников, отмечаемых православной церковью. Он установлен в воспоминание того, что Иисус Христос в сороковой день по рождении Своем, как первенец Марии, принесен был во храм и объявлен старцем Симеоном Мессией, обещанный Богом.

История и традиции праздника

Нет достоверных и прямых свидетельств о времени происхождения праздника Сретение Господне; впрочем, можно думать, что он появился в Церкви весьма рано. Бароний приписывает установление его Римскому папе Геласию, жившему около щоловины V столетия, который, будто, уничтожив языческий праздник, совершавшийся в феврале месяце в честь Пана, постановил праздновать день Сретения Господня. Но сие мнение справедливо может быть по отношению только к Церкви Западной; на Востоке же Сретение Господне праздновали еще прежде времен папы Геласия. Ибо, во-первых, у писателей IV века, например, Амфилохия, епископа Иконийского, Тимофея, пресвитера Иерусалимского, Григория Нисского и других есть беседы, говоренные в этот праздник. Даже, во-вторых, между произведениями Мефодия Тирского, или, что то же, Патарского, жившего в III веке, есть одна беседа на этот праздник, которая, при строгом исследовании большей частью критиков, относится к его сочинениям. Итак, праздник Сретение Господне, на Западе установленный, может быть, в V веке, на Востоке празднуем был еще с III века.

Впрочем, как там, так и здесь, он весьма долго, почти до половины VI века, не был всеобщим и не составлял большого торжества. Уже в царствование Юстиниана он сделался торжественным и повсеместным по следующему случаю. В конце 541 года в Константинополе и окрестных странах его появилась ужасная моровая язва. От пяти до десяти тысяч человек ежедневно делалось жертвой оной. Не говоря о простолюдинах, тела самых знатных и богатых граждан оставались непогребенными. В то же время к этой ужасной болезни, продолжавшейся три месяца, присоединилась особенная казнь Божия - землетрясение, отчего многие здания пали и под развалинами своими погребли множество народа, а половина Помпеополя, Миссийского города, была поглощена землей вместе с его жителями. В это столь ужасное для Греции время Бог открыл одному из благочестивых мужей, что бедствия, постигшие народ этой страны, тотчас прекратятся, как только установят торжественное празднование Сретения Господня. Объявление этого Богоугодного предложения всеми было принято с радостью; и когда наступил второй день февраля 542 года и совершено было торжественное празднество, в тот же день прекратились все бедствия, постигшие Константинополь, Антиохию и другие города с их окрестностями. Вслед за этим император Юстиниан повелел по всей империи день сей причислить к торжественнейшим временам Церкви. То же сделал на Западе и Римский папа Вигилий.

В Западной Церкви в праздник Сретение Господне учреждено освящать свечи (отчего он от простого народа называется там праздником свечей), раздавать оные народу и совершать вокруг Церкви хождение с пением Псалмов и песен в похвалу Богородицы. Это учреждено папой Сергием, а в большее употребление введено Григорием в противоположность, как некоторые думают, языческому празднику, совершавшемуся в этот день с зажженными факелами в честь Феба, Прозерпины и богов адских. В настоящее время обычай сей соблюдается не везде и не всегда. В нашей Церкви есть у некоторых обыкновение в этот день освящать в церкви воду; а в Малой России и во многих домах это делается перед литургией.

Традиции празднования Сретения Господня

В церковной службе на Сретение Господне из стихир на Господи воззвах две первые суть произведение Германа, патриарха Константинопольского (VIII век), последняя - Иоанна Дамаскина или Иоанна, митрополита Евхаитского, жившего в XI веке; на литии первая принадлежит Анатолию, патриарху Константинопольскому (V век), вторая - монаху Иоанну, третья - Андрею Пирру, время жизни которого неизвестно; четвертая, пятая и шестая - Герману, седьмая - Анатолию, восьмая - Андрею Критскому (VII век), девятая - Герману; на стиховне три суть монаха Космы (епископа Маюмского) и одна - Андрея Критского; канон – произведение Космы, епископа Маюмского; из стихир хвалитных последняя - Германа. Остальное - неизвестно, чьего произведения.

Проповеди на этот праздник находятся в сочинениях Мефодия Па-тарского, Афанасия, Амфилохия, Амвросия, Кирилла Иерусалимского, Григория Нисского, Златоуста, Августина, Кирилла Александрийского, Феодота Анкирского, Елигия Новиомского, Гильдефонса, Дамаскина.

Какого числа Сретение Господне в 2026, 2027, 2028 году

  • Какого числа Сретение Господне в 2026 году - 15 февраля.
  • Какого числа Сретение Господне в 2027 году - 15 февраля.
  • Какого числа Сретение Господне в 2028 году - 15 февраля.
logo



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.