В России День железнодорожника в 2025 году отмечается 3 августа, в соответствии с указом президента России от 19 июля 1996 года «Об установлении Дня железнодорожных войск Российской Федерации».
Мероприятия, посвященные Дню железнодорожника: грамоты, благодарности сотрудникам, концерты, спартакиады среди студентов профильных ВУЗов, выезды на природу.
Когда будет День железнодорожника в 2025 в России
Роль железных дорог в развитии любой страны, в том числе, и России, сложно переоценить. И конечно, у всех людей, работающих на железной дороге должен быть свой профессиональный праздник – День железнодорожника.
Впервые в нашей стране этот день был учрежден еще в 1896 году. Его полагалось праздновать 25 июня, в день рождения Николая I, фактически начавшего дело строительства первых железных дорог в России. Однако после октябрьского переворота 1917 года этот праздник был отменен. И снова его начали праздновать лишь спустя 19 лет. В 1936 году, специальным Постановлением Правительства День железнодорожника устанавливался 30 июля, а позже, 28 июля 1936 года было выпущено специальное Постановление правительства. Впрочем, эта дата сохранилась не слишком долго, лишь до 1940 года, когда было решено отмечать этот профессиональный праздник в первое воскресенье августа ежегодно. Так его отмечают и в наши дни. Таким образом, в 2025 году День железнодорожника будет отмечаться 3 августа.
История и традиции праздника железнодорожника
Российский железнодорожный транспорт зародился еще в 18-м столетии. Еще в 1788 году Александровский пушечный завод вылил из чугуна первые рельсы и построил первые пути у себя на территории. А вот рельсовая дорога, работающая на паровой тяге, была построена в России значительно позже. Произошло это в 1834 году, в Нижнем Тагиле, на металлургическом заводе, принадлежавшем знаменитым купцам Демидовым. Авторами первого российского паровоза являются отец и сын Черепановы – народные мастера, бывшие крепостные все тех же Демидовых. Они получили свои вольные именно за страсть к самообразованию и изобретательству. К сожалению, в середине 19-го столетия государство еще не могло в полной мере оценить все преимущества нового вида транспорта, а потому первые железные дороги использовались, главным образом в металлургической и горнодобывающей промышленности.
В 1801 году англичанин Ричард Тревитик представил широкой публике паровоз «Колбрукдэйл» собственной конструкции, и в Западной Европе, а также в Америке полным ходом началось развитие железнодорожного транспорта.
Видя это, в качестве первого российского эксперимента император Николай I повелел начать строительство железной дороги из Петербурга в Царское Село, торжественное открытие которой состоялось в 1837 году. Ее длина составляла 25 верст, Царскосельская железная дорога имела ширину колеи 0.857 саженей, строительство продолжалось 1 год и 8 месяцев. Стоимость постройки этой железной дороги составила 5 миллионов рублей.
Уже в 1843 году началось строительство железной дороги из Петербурга в Москву. За год до эго событии был образован специальный Департамент железных дорог, на который и были возложены обязанности по ее постройке, а также по прокладке других рельсовых путей в России. Проект данной железной дороги, которую впоследствии назовут Николаевской, принадлежал инженерам П.Мельникову, Н.Крафту и А.Готману. На строительство железной дороги было выделено из казны 43 миллиона рублей серебром, ее длина должна была составить около 604 верст. Однако впоследствии выделенную сумму пришлось увеличить до 66 850 тыс. рублей серебром, что, впрочем, все равно оказалось значительно дешевле стоимости постройки аналогичных железных дорог за границей.
Строительство Николаевской железной дороги продолжалось 8,5 лет. В его ходе были разработаны многие уникальные инженерные решения, которые применяются и в наше время. Например, до сих пор ширина колеи российских железных дорог составляет именно 1524 мм. Все здания вокзалов были спроектированы специально приглашенными для этой цели архитекторами. В частности, здания вокзалов в Москве и Санкт-Петербурге были спроектированы К.А.Тоном. Их строительство закончилось в 1851-1852 годах. До сих пор, даже в 2025 году эта железная дорога исправно функционирует.
Первые локомотивы, используемые на российских железных дорогах, выпускались все на том же Александровском чугунно-литейном заводе. Они были сделаны по западным образцам, но соответствующим образом адаптированы к особенностям новой железнодорожной линии.
Александр II, вступивший на престол после Николая I, продолжил дело своего предшественника. В его царствование были построены железнодорожные пути в Ярославском, Курском и Нижегородском направлении, тогда же в Москве появились и соответствующие вокзалы. И к 1856 году общая протяженность железнодорожных путей в России составила уже 3000 км.
Однако настоящий железнодорожный бум в России начался лишь в начале 70-х годов 19-го столетия. Главным образом это было связано не с пассажирскими перевозками, а с необходимостью осваивать Криворожский и Донецкий угольный бассейны, а также с тем, чтобы улучшить сообщение с Уралом и Сибирью. Кроме того, нужно было осваивать и Среднюю Азию. По мере развития железнодорожного сообщения становилось очевидным то, что для поддержки определенного порядка на новом транспорте нужно было выработать и новые регламентирующие правила, то и было сделано уже в 1875 году.
В начале 90-х годов 19-го века Кабинет Министров России принимает поистине историческое решение о строительстве Транссибирской железнодорожной магистрали. Она была заложена во Владивостоке 19 мая 1891 года. Руководить строительством было доверено О.Вяземскому, К.Михайловскому, А.Урсати, А Меженинову – все это были чрезвычайно опытные и ответственные инженеры, о которых тоже нужно вспомнить в День железнодорожника в 2025 году. Проектная стоимость данной железной дороги определялась, как 350 млн. рублей золотом.
Первые празднования Дня Железнодорожника проходили очень пышно, все служащие и рабочие железной дороги получали выходной день, на вокзалах и крупных станциях служили торжественные молебны, а вечером в вокзале Павловска был обязательный прием и праздничный концерт, который посещала и царская семья. Впрочем, приемы и концерты проходили не только в Павловске, но и по всей стране.
Но после Октябрьского переворота, когда к власти пришли большевики, о праздновании Дня Железнодорожника забыли на долгие годы. Он был снова установлен лишь спустя 18 лет, в 1935 году, когда советские железнодорожники в очередной раз перевыполнили план перевозок. На состоявшемся в Кремле торжественном приеме по этому поводу, было решено снова ежегодно отмечать этот профессиональный праздник.
Строительство Транссибирской магистрали – это невероятное сочетание смелой инженерной мысли и тяжелого физического труда. Но особенно хочется отметить строительство мостов через сибирские реки, в частности, через Амур. Этот мост до сих пор считается одним из самых ярких инженерных сооружений. Его длина составляет 2.6 км, высота – 64 м, на его постройку ушло 17 800 тонн металла. Общая стоимость этого уникального сооружения составила 13.5 млн. рублей. Авторами проекта моста через Амур являются инженеры Л.Проскуряков и Г.Передерия.
Следует также отметить, что в годы русско-японской войны, именно Транссиб стал той основной магистралью, которая смогла обеспечить снабжение российских войск оружием и необходимым продовольствием.
Особенности профессии железнодорожника
Железнодорожниками называют людей, чья профессия, так или иначе, связана с этим видом транспорта. Железная дорога – это, по сути, целое отдельное государство, огромная страна, находящаяся внутри другого государства. Вокзалы, дороги, жители – все подчиняется единому ритму и единым законам. Работники железной дороги могут быть заняты тяжелым физическим трудом - строители и ремонтные бригады, а могут быть квалифицированными специалистами, например, инженерами или машинистами. Есть начальники. Отвечающие за целые участки и подразделения, а есть и скромные служащие, например – проводники. Но всех их объединяет одно, все они называются железнодорожниками. И все они с полным правом будут отмечать День Железнодорожника в 2025 году.
Быть железнодорожником очень непросто. Как и в любом другом государстве, основная масса работников железных дорог не сиди в теплых кабинетах, а работает, порой в очень непростых погодных условиях. Многим приходится дежурить целыми сутками, что тоже не самым лучшим образом сказывается на их здоровье и на ритме жизни. Но работа любого железнодорожника направлена на выполнение единой общей задачи – не допустить аварийных ситуаций и не допустить сбоя в графике движения поездов по железной дороге. Поэтому железную дорогу можно еще сравнить с огромными часами – она должна работать так же точно и без сбоев. Ведь иногда достаточно, чтобы из строя вышла только маленькая шестеренка, для того чтобы сломался весь отлаженный механизм.
Железнодорожники должны быть выносливыми, внимательными, ответственно относиться к своей работе, соблюдать профессионализм. Многим из них приходится постоянно работать с людьми, а ведь пассажиры, особенно куда-то опаздывающие, что уж там греха таить – это не самые приятные для общения люди. Поэтому железнодорожникам нужно быть стрессоустойчивыми, вежливыми и уметь быстро решать возникающие проблемы.
Российские железные дороги составляют единую сеть с евразийскими железными дорогами, по ним осуществляется перевозка людей между различными странами Европы и Азии, а при участии портов – и с Американским континентом. Кроме того, именно по железным дорогам нашей страны перевозится наибольшее количество грузов. Для сравнения – доля железнодорожного грузооборота составляет около 50 %, а все остальные виды транспорта делят между собой остальные 50 %, а по общей протяженности железнодорожных путей Россия занимает 3-е место, уступая только США и Китаю.
Неудивительно, что железнодорожники занимают такое почетное место среди представителей остальных профессий.
Когда празднуют День железнодорожника в 2025 в других странах
- Азербайджан отмечает День работников железной дороги 13 октября.
- В Белоруссии День железнодорожника отмечается ежегодно в первое воскресенье августа.
- В Болгарии День железнодорожника отмечается ежегодно в первое воскресенье августа.
- В Казахстане отмечается в каждое первое воскресенье августа.
- В Киргизии День железнодорожника отмечается в первое воскресенье августа.
- В Польше Праздник железнодорожника отмечается ежегодно 25 ноября.
- В Словакии День железнодорожников отмечается ежегодно 27 сентября.
- В Сербии День железнодорожника отмечается с 2001 года ежегодно 12 мая.
- В Украине официальный День железнодорожника установлен 4 ноября.
Как празднуют День железнодорожника в России и в разных странах
- Вы спросите, что происходит, когда день железнодорожника наступает? Празднуют и чествуют достойных. Конечно, вы снова спросите «Как?», если поезда ходят по расписанию и работа кипит полным ходом.
- Конечно, не все встречают праздник в теплой семейной компании. Но самых достойных даже награждают наградами и премиями в Кремлевском дворце съездов. Именно президент удостаивает их такой награде.
- Ну а рядовые работники, которых праздник застает в пути, как и известно, по традиции получают поздравления по телефону, могут позволить себе немного шампанского. Но только не машинисты.
- Что самое интересное – этот праздник можно назвать и международным в этот день. Так как многие страны именно 4 ноября тоже празднуют день железнодорожника.
Хочется сказать еще об одном интересном факте – более 20% перевозимых грузов в мире осуществляется именно по железной дороге. А для многих регионов Российской Федерации – это самый важны транспорт, так как другой может не пройти, из-за сложного рельефа местности. Так что уважайте труд железнодорожников. Они работают для вас каждые сутки.
Напоминаем, что День железнодорожника в 2025 году выпадает на 3 августа.
Какого числа День железнодорожника в 2026, 2027, 2028 году
- День железнодорожника в 2026 году - 2 августа
- День железнодорожника в 2027 году - 1 августа
- День железнодорожника в 2028 году - 6 августа
Tue June 18, 2024, 23:07:31