Зосима Панополитанский и появление алхимии

Свидетельство гораздо более ранней и, по-видимому, непрерывной линии алхимии, связанной с пифагорейскими течениями в Ахмиме, дает знаменитый Зосим из Панополиса (это более раннее, греческое, название Ахмима), который плодотворно трудился там около 300 года нашей эры, примерно за пятьсот лет до Зуль-Нуна.

Зосим Панополит - автор алхимических текстов

Зосим был автором самых ранних из известных собственно алхимических текстов, в которых он описывает это искусство как «соединение вод, движения, роста, воплощения и развоплощения, извлечения духов из тел и связывания духов внутри тел». Он пишет, в частности, о металлических превращениях меди и свинца в серебро и золото, в то же время неизменно подчеркивая, что это искусство отражает внутренний процесс очищения и освобождения:

Символ химии извлекается из творения его адептами, которые очищают и спасают божественную душу, связанную стихиями, и освобождают божественный дух от его смешения с плотью.

Этот пифагорейский аспект его работы показывает, что духовный фактор всегда был центральным в самых искренних алхимических традициях, и освобождает суфиев от любого обвинения в приспособлении алхимии к чисто духовным задачам там, где она когда-то была чисто материальной.

Ни для одного из потенциальных недоразумений нет никаких оснований. Зосим был гностическим мистиком, явно испытавшим герметические и иудейские влияния, а кроме того он был алхимиком, полностью свободным от «тлетворного влияния» аристотелевского рационализма.

Связь идей Пифагора и Эмпедокла с гностицизмом и герметизмом будет рассмотрена в другой статье. А пока достаточно сказать, что Зосим часто ссылается на кратер (чашу для смешивания), что напоминает сицилийскую орфическую / пифагорейскую поэму с тем же названием, примерно времен Эмпедокла, которая послужила материалом для мифической топографии огромных подземных рек и пожаров в «Федоне» Платона, где Сократ говорит о смерти и бессмертии души. Так, в одном из своих сохранившихся сочинений Зосим говорит о солнце в манере, живо напоминающей Эмпедокла:

Как солнце является, так сказать, цветком огня и [одновременно] небесным светилом, правым глазом мира, так и медь, когда она цветет - то есть когда она принимает цвет золота в ходе очищения, - становится земным светилом, которое является царем Земли точно так же, как солнце - царем неба.

К сожалению, сохранившаяся работа Зосимы очень фрагментарна. Всего известно пятнадцать рукописей, разбросанных по различным библиотекам, но недавние исследования показывают, что еще предстоит изучить «золотую жилу» арабских традиций, а это еще больше утверждает нас в мысли о том, что европейская алхимия обязана своим существованием как греческим, так и арабским источникам.

Источники европейской алхимии

Нетрудно понять, как учение Эмпедокла проникло так далеко вниз по Нилу. Между Сицилией и Египтом долгое время существовала тесная связь, восходящая к самым ранним временам греческой колонизации в VIII веке до нашей эры. Так, в знаменитом святилище Гаггара в Селине, на юго-западном побережье Сицилии, были найдены различные египетские инструментами для магии, некоторые из которых указывают на их связь с орфическими культами. Александр Македонский, завоевав Египет в IV веке до нашей эры, основал город, который до сих пор носит его имя.

В этот город, Александрию, предстояло переселиться многим сицилийским грекам, особенно в III веке до нашей эры, когда этот остров был захвачен римлянами. Многие переехали непосредственно в города, расположенные выше по Нилу, такие как Панополис и Фивы, где существовали давно сложившиеся греческие общины. Там, как и в Александрии, религиозные и магические течения греков и египтян смешались, создав вкусное синкретическое «рагу», примером которого могут послужить греческие Магические папирусы.

В сочинениях греческого мага Болоса из Мендеса в дельте Нила мы видим наложение пифагорейских, магических и алхимических идей, которым предстояло набрать еще больше авторитета со смешением раннехристианских, иудейских, герметических и гностических течений, которые должны были сильно воздействовать друг на друга. Герметизму надлежало стать самым влиятельным носителем магических и алхимических идей, во главе с даймоном, упоминаемым в документе «К убывающей луне» как «Гермес, Старший, предводитель всех магов». «Старший Гермес» - это синкретический сплав олимпийского греческого бога Гермеса, передавшего Аполлону изобретенную им лиру, и защитившего Диониса от Геры. Он будет центральным персонажем в следующем томе нашей книги, а пока мы проследим за развитием алхимии в исламе.

logo



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.