Согласно хронологии Ямвлиха, Пифагор основал свою школу в Кротоне ко времени прибытия Абариса.
Чему учил Пифагор в своей школе
Порфирий описывает, как там приняли Пифагора, следующим образом:
Достигнув Италии, он появился в Кротоне (об этом говорит Бикеарх) и сразу снискал там всеобщее уважение как человек, много странствовавший, опытный и дивно одаренный судьбою и природою: с виду он был величав и благороден, а красота и обаяние были у него и в голосе, и в обхождении, и во всем. Сперва он взволновал городских старейшин; потом, долго и хорошо побеседовав с юношами, он по просьбе властей обратил свои увещания к молодым; и наконец, стал говорить с мальчиками, сбежавшимися из училищ, и даже с женщинами, которые тоже собрались на него посмотреть.
Все это умножило громкую его славу и привело к нему многочисленных учеников из этого города, как мужчин, так и женщин, среди которых достаточно назвать знаменитую Феано; даже от соседних варваров приходили к нему цари и вожди. То о чем он говорил собеседникам, никто не может сказать с уверенностью, ибо не случайно окружали они себя молчанием; но прежде всего шла речь о том, что душа бессмертна, затем - что она переселяется в животных и, наконец, что все рожденное вновь появляется через промежутки времени, что ничего нового на свете нет и что все живое должно считаться родственным друг другу. Все эти учения первым принес в Элладу, как кажется, именно Пифагор.
По словам Дикеарха, Пифагор требовал, чтобы его учение хранилось в тайне, что затруднило для нас понимание того, чему он на самом деле учил. Один древний писатель рассказывает нам, что он превратил свой дом в храм и построил подземную камеру, где уединялся на длительные периоды времени, выходя оттуда в истощенном состоянии и с исчерпывающими знаниями о происходящем во внешнем мире.
Вполне разумно предположить, что он посвятил других в свою технику инкубации, но даже легенда умалчивает об этом. Вместе с тем в легенде особо отмечается, что математика занимала главное место в его учении, а Аристотель говорит нам: «Так называемые пифагорейцы, которые первыми занялись математикой, не только развили этот предмет, но и прониклись им до такой степени, что начали считать принципы математики принципами всего сущего».
Сегодня в ученой среде широко распространено мнение о том, что «первые пифагорейцы открыли новый способ мышления, оценки и использования чисел, что стало важной вехой в развитии науки и очень долго влияло на умы. Их грандиозное музыкально-математическое открытие было таким же современным, как нынешняя прогностика, и таким же вневременным, как любое открытие, сделанное когда-либо». Некоторые из его более поздних последователей, безусловно, были известными математиками, геометрами и космологами. Видимо, теория чисел входила в эту комбинацию в той мере, в какой она раскрывала смыслы, задействованные в космосе.
Тетраксис - мистический символ пифагорейцев
Тетраксис (треугольная фигура, составленная десятью точками в форме пирамиды) отражает всю пифагорейскую метафизику, что, безусловно, может соответствовать действительности. Числа от одного до десяти позволяют нам математически построить физическую вселенную. И они также создают мистическую вселенную, которая ведет нас через четыре стихии, три принципа, божественную дуаду к монаде, Абсолюту.
Помимо этого в тетрактисе скрыт ключ к музыкальным соотношениям. И хотя я, описывая мистический тетрактис таким образом, додумываю за Пифагора то, что можно с уверенностью сказать о его собственных представлениях, поскольку он точно был гением с поразительной харизмой, «человеком, который знает», я все же полагаю, что ему открывался любой глубокий смысл, который я мог бы найти в тетрактисе.
В этом, должно быть, и заключается вопрос о Пифагоре и о том, что он знал - его знания были, по мнению самого Пифагора и его современников, прежде всего, «явленными ему», были результатом божественного откровения. Это скорее познание духовных таинств, чем философия. Это знание гораздо теснее связано с Орфеем и шаманизмом, чем с Сократом и Аристотелем. Пифагор больше стремится к прямому постижению Истины, чем к бездумному хвастовству своими точными диалектическими суждениями и подглядыванию за красивыми юношами.
Школа Пифагора
В его школе не было гуманитарных наук, хотя я не сомневаюсь, что его наследие вдохновило Платона на создание Академии. Его школа была сектой посвящения, культом. Чем еще это могло быть? Пифагор приезжает в Кротон и оказывает неизгладимое впечатление на всех, с кем он знакомится, поэтому все хотят с ним общаться. Поэтому, если он намерен ответить четко и ясно, то скажет примерно так: «Я провел много жизней в поисках истины и нашел ее.
На самом деле в ней нет ничего особенного, но ради нее необходимо проявить большую самоотдачу и искренность, а также жить скромно, как аскет, и отказаться от всего, что считаешь истинным. Если ты хочешь быть похожим на меня, то должен вести себя как я». С учетом такого ответа, диапазон научных воззрений, выраженных пифагорейцами между его временем и временем Платона сто лет спустя, показывает нам, что его учение не было догматическим и обязательным. Пифагореизм не был религией, приверженцы которой придерживались бы благочестиво принятой ими ортодоксии. То был скорее способ активировать интуитивные области ума, чтобы искатель-одиночка мог самостоятельно постигать истинную природу вещей.
То, что предлагал Пифагор, было образом жизни, который питал бы душу и давал ей лучшие возможности преодолеть все испытания Аида, чтобы душа могла завершить свое путешествие как можно быстрее. Похоже, у него было много учеников, и его школа, судя по всему, имела большой успех. Подробностей о том, чему именно он учил и как, очень мало.