Приметы и суеверия связанные с кошками

Существует средневековая легенда о том, как дьявол пытался соревноваться с Богом в создании человека.

Легенда о сотворении кошки

Ему не хватило способностей, и конечным плодом его усилий стала кошка без шерсти — несчастное, жалкое создание. Увидав ее, святой Петр подарил ей шерсть, поэтому кошачьей шерсти приписывают волшебные свойства. Говорили, что с помощью черной кошачьей шерсти можно отлично очистить свинарник, а хвостом пестрой кошки — свести бородавки. Было и такое суеверие: если кошачий хвост целиком зарыть под порогом дома, живущая в нем семья будет иметь отменное здоровье.

Стоящий за этой любопытной легендой символизм подтверждает, что кошку считали исчадием зла — в конце концов, ее сотворил сам дьявол, да и то по ошибке. Но если присмотреться к сюжету внимательнее, сразу бросается в глаза, что, хотя кошка и появилась на свет случайно, святой Петр, один из христианских апостолов, тут же довел ее до ума. Может быть, это еще одна аллегория человека: да, дьявол частично создал его, но именно благая христианская весть сделала совершенным?

И почему в качестве действующего лица выбрали святого Петра? Из-за его связи с морем? Он ведь был одним из избранных Христом рыбаков, а связь между кошкой и морем подтверждают многочисленные легенды и суеверия.

Приметы связанные с черной кошкой

В своей книге по анималистическому фольклору Венеция Ньюэлл отмечает, что некоторые жены моряков из Скарборо держат дома черных кошек, дабы мужья их были в безопасности в море. У нас еще будет возможность изучить легенды о морских кошках более подробно, когда мы займемся ведьмами и их фамильярами, но уже сейчас можно заметить, что в своем интереснейшем повествовании Перси Джеффри в его «Традициях и легендах Уитби», замечает, что добрые и дурные приметы, связанные с черной кошкой, часто противоречат друг другу. Если бродячая черная кошка прибивается к дому, для домочадцев это к удаче, в то же время присутствие ее на борту корабля совершенно недопустимо. Когда недалеко от Уитби в конце прошлого века затонул злосчастный корабль «Рогилла», талисманом на нем служил именно черный кот (которого, впрочем, спасли после крушения). Дневниковая запись Джеффри от 31 мая 1797 года гласит:

Видел прошлой ночью трех черных кошек и на рынок днем не пошел, боясь дурного, но оказалось все к лучшему, так как с Бетти случились спазмы, и она могла бы умереть, если бы я не остался дома, а она лучшая корова из всех, что у меня есть, и вот злой этот знак не принес ничего, кроме добра.

Котообразные инкубы

Еще в начале XV века, до того, как заблуждения и «ереси» касательно ведьмовства вошли в Европе в полную силу, многие оккультисты и демонологи утверждали, что кошки имеют к нему самое непосредственное отношение. Итальянский оккультист Антонио Гуайнери в своем труде De egritudinibus capitis упоминает об инкубе, похотливом демоне, являющемся к спящим женщинам и сочетающемся с ними. Лично автор, судя по всему, полагает, что феномен этот представляет собою не более чем физические ощущения, причиненные «испарениями» тела, порождающими чувство давления, однако весьма корректно отмечает, что прочие считают инкуба проявлением колдовства: «Наш простой люд называет их «стрига» или «зобиана» и говорит, что часто они принимают форму кошек». Идея эта была не то чтобы сильно распространенной, так как в основном считалось, что демон-инкуб предпочитает облик взрослого мужчины или сатира (впрочем, расположения спящих ведьм он искал в обличье козла). В более поздний период, когда теория инкубизма была разработана более подробно, часто утверждалось, что в качестве инструмента получения наслаждения демону необходимо мертвое тело.

Кошачий род сильно пострадал от пера француза Анри Боге. Он лично надзирал за пытками несчастной подозреваемой по имени Франсуаза Секретен, обвиненной в том, что она якобы околдовала восьмилетнюю девочку, которая в итоге оказалась одержимой демонами. Одного из них прямо так и звали — Кошка. «Слово о ведьмах» Боге основано по большей части на размышлениях о ее деле и смежных процессах.

Об инкубах Боге писал:

Причиной безобразия и уродства является то, что Сатана сочетается с ведьмами иногда в облике черного человека, а иногда — какого-либо животного, собаки или кошки или барана. Франсуаза Секретен призналась, что ее демон являлся иногда собакой, иногда кошкою... когда желал иметь с нею плотское сношение.

Вариант с котообразным инкубом не находит отражения в иллюстративном материале: демон обычно изображается отвратительным чудовищем. В Национальной библиотеке в Париже есть миниатюра XIV века, где инкуб изображен в постели с матерью Мерлина. В конце Средних веков повсеместно считалось, что Мерлин-чародей был рожден от инкуба; демон, наслаждающийся с женщиной, похож совсем не на кота, а на совершенно обычного рогатого демона.

Странно, но факт: несмотря на всю зловещую репутацию этого животного в позднее Средневековье, черная кошка, по некоторым данным, использовалась в ритуале экзорцизма, имеющем целью изгнать демонов из одержимого ими человека. Прямая противоположность всему, что можно было бы ожидать от этого «злого» зверя, если не принимать во внимание, конечно, такую скользкую материю как симпатическая магия. Демоны-захватчики вполне могли изгоняться по принципу «подобное притягивает подобное», одно зло привлекает другое. Симфорьен Шампье, автор начала XVI века, упоминает прочно укоренившуюся веру в существование ведьм, хотя и замечает, что их шабаши — всего лишь фантазии, а скверные поступки, в которых признаются под пытками ведьмы и колдуны, более похожи на ложь, чем правду. Он ничуть не сомневается в существовании дьявольского колдовства и выражает мнение, что бороться с ним можно лишь при помощи «добрых ангелов» либо же официальных церковных экзорцизмов — а вовсе не таких сомнительных субстанций.

Страшные ритуалы связанные с кошками

В славном городе Париже бытовал чудный обычай в День середины лета сжигать на Гревской площади полную корзину (или мешок) кошек. Затем люди собирали пепел и несли домой в качестве могущественного амулета, обладающего защитными свойствами. Подобные же бесчеловечные летние праздники проводились и в Метце, в Арденнах — в первое воскресенье Великого поста, а в Эльзасе — на Пасху. Эти ритуалы, без сомнения, уходят корнями в древние времена: существуют свидетельства, что друиды (или, по крайней мере, выродившееся жречество, оставшееся от древних друидических культов) запихивали живых животных в плетеные из ивняка клетки, где их зажаривали. И однако же, перед нами популяризированные и рационализированные христианским сообществом пережитки веры в то, что дьявол и его служанки, ведьмы, могут являться в обличье кошек. Вот вам боги Египта и Рима, низвергнутые со своих пьедесталов.

Все эти жертвы, можно предположить, были обречены огню не потому, что были животными, но потому что были ведьмами, принявшими ради собственных нечестивых целей обличье животных.

Почему у кошки незаслуженно дурная репутация

Огюст Диго приводит некоторые суеверия приблизительно того же периода, бытовавшие в Лотарингии. Судя по всему, прежде чем пуститься в пляс вкруг костров в канун Иванова дня, селяне вешали над огнем парочку кошек — предположительно чтобы очистить местность от всякого зла, — а затем проводили через дым домашнюю скотину, дабы охранить ее от хворей. В некоторых регионах Франции и Италии поджаривание кошек на кострах на Иванов день было делом совершенно обычным: так местные жители готовили талисманы. После ритуального сожжения пепел тщательно собирали и хранили в качестве могущественного снадобья.

Обычай сжигать кошек как представительниц демонических сил не ограничивался пределами континентальной Европы. Во время антипапистских бунтов в елизаветинской Англии кошек временами использовали как символ «дьявольского папы». Известно, что во время коронации Елизаветы I было сделано громадное плетеное из ивняка чучело римского первосвященника, битком набитое бродячими кошками. Провезя это чудовище по улицам Лондона, толпа затем швырнула его в гигантский костер, вопя, что визг несчастных животных — это крики демонов, которыми одержим отходящий в мир иной папа. Поскольку все верили, что черные кошки присутствуют на ведьмовских шабашах, деревенские жители взяли за моду отрезать им хвосты, так как считалось, что это не даст животным последовать на нечестивое сборище за своими ведьмами-хозяйками.

Несколько позднее мы рассмотрим ряд вероятных причин, по которым кошка могла заработать такую зловещую репутацию, но уже сейчас не могу не заявить, что объяснения этому, приводимые в «научных» текстах позднего Средневековья, грешат нелогичностью и предрассудками. Швейцарский оккультист Фома Эраст в своем труде Эеосси Шэрюгтасогит (1574) выделяет две разновидности оккультного сродства и в описании одной из них приводит несколько примеров естественной вражды между животными: овца бежит от волка, увидав его первый раз в жизни; хрюканье свиньи пугает слона; кукареканье петуха приводит в ужас в иных обстоятельствах отважного льва. Именно в силу такого же «оккультного сродства» некоторые люди терпеть не могут сыр, а другие — ненавидят кошек. Вся эта информация была почерпнута из куда более старых источников, которые, весьма вероятно, никогда не подвергались никакой проверке... но ответа на вопрос, откуда у кошки такая незаслуженно дурная репутация, мы так и не получили.

Предания о демонических кошках

Конечно, представления о кошке как о демоническом создании вовсе не ограничиваются рамками Европы. Истории о гигантских кошках-демонах встречаются в легендах и мифах по всему миру. Хэдланд Дэвис в «Преданиях и мифах Японии» рассказывает о том, как старшую дочь в одном семействе собирались отдать злым горным духам, принимавшим облик кошек; им предводительствовала чудовищная кошка поистине огромных размеров. Накануне некий самурай заночевал в горном храме и был разбужен компанией духов в образе кошек, плясавших вокруг него и вопивших: «Только не говори Сипейтаро!» На следующий день самурай прибыл в деревню, где жила злосчастная дева. Смекнув, что чудовища могут иметь какое-то отношение к его ночному видению, он спросил, нет ли тут какого-нибудь Сипейтаро. Оказалось, что так звали отважного и злющего пса, который принадлежал старейшине деревни. Самурай помог доставить деву к месту, но взял с собой собаку. Когда остальные ушли, он вместе с псом спрятался за клеткой, куда посадили несчастную. Вскоре явились кошки во главе с жутких размеров котом, который открыл клетку и собрался уже было схватить свой обед, когда навстречу выскочил Сипейтаро и вцепился в него своими мощными челюстями. Самурай тем временем уложил остальных духов мечом. После побоища духи-кошки оставили эту местность и более не требовали ничего.

logo



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.