История розенкрейцеров

В XVII и XVIII веках миф о розенкрейцерах так разросся, что стало казаться, как и в случаях с иллюминатами, будто данное секретное общество специалистов по магии управляет миром. Сегодня этот страх сохраняется из-за возможности заговора, и вызывает его не столько название «роза и крест», сколько НЛО.

Два манифеста розенкрейцеров

«Манифесты розенкрейцеров», произведшие фурор в Европе, представляли из себя два коротких памфлета. Впервые они были опубликованы в 1614-1615 годах в Кесселе (Германия) и назывались «Fama Fraternitatis» и «Confessio Fratemitatis». В первом памфлете (написанном на немецком) утверждалось, что старейшина розенкрейцеров из древней общины сейчас возродился и всех приглашают присоединиться к нему. Он посвятил себя истине, но ей препятствуют все те, кто связан с Аристотелем и Галеном.

В текстах рассказывается, как христианский Розенкрейц (датируется 1378-1484 годами), путешествуя по Востоку и трудясь над реформацией знаний, вернулся в родную Германию, где основал общину «Роза и Крест». Задача ордена — расширение и распространение знаний. Брат Розенкрейц, говорят, похоронен в таинственном месте, обнаружение которого послужит сигналом генеральной реформации. Таким образом, «Fama» претендует на то, чтобы быть символом прогресса обучения путем нового открытия старых алхимических и геометрических истин, а также развития механических («научных») знаний.

Социальная тревога, вызванная «Fama», возросла с публикацией «Confession». Написанный на латыни и направленный на более образованное или более разнообразное по национальному составу общество, этот манифест объявляет тридцать семь целей розенкрейцеров, в том числе покончить с голодом, старостью, сектантской борьбой. Апокалиптическое настроение выражено с еще большим пылом: конец близок, загораются новые звезды.

Алхимическая сказка Розенкрейца

Ажиотаж, охвативший всю Европу (в 1615 году «Fama» переиздавалась три раза), возрос в 1616 году после публикации яркой повести «Химический союз христианского Розенкрейца». Опубликованная в Страсбурге, эта алхимическая сказка повествует о муже и жене, живших в волшебном замке. Повествование, разделенное на семь дней, описывает мистический союз душ в качестве испытания христианского розенкрейца через видение, театральные представления, церемонию посвящения и социальную жизнь в замке. Каждый день показывается в виде аллегории. Так, на четвертый день шестерых людей обезглавили и положили в гробы; на пятый они воскресли; на шестой алхимики создали жизнь в форме алхимической птицы; на седьмой и последний день компания покинула замок, собравшись на берегу перед двенадцатью кораблями со знаками Зодиака на флаге.

Во время повального увлечения теологией влияние памфлетов было огромным. Вскоре розенкрейцеров стали искать под любой кроватью. В обществе нарастала атмосфера страха. В 1623 году в Париже появились плакаты, посвященные «братству розенкрейцеров» и его «невидимой коллегии». Многие верили в существование «христианского розенкрейца», а более тонкие умы воспринимали памфлеты как серьезную шутку. Сегодня мы приходим к выводу, что розенкрейцеров никогда не существовало в виде организации, имеющей филиалы.

Автором памфлетов сейчас считается Иоганн Валентин Андрес. Он родился в 1586 году. К его ранним работам относится «Химический союз» (опубликованный в 1602 году), который он написал в виде пародии на философские романы. Позже он тщательно законспирировал свое авторство двух памфлетов. Этот факт предполагает наличие разумного смысла. Ведь в ту эпоху простое подозрение в ереси или ведьмовстве могло привести к аутодафе.

Возрождение традиций розенкрейцеров

Однако несколько литературных насмешек оставили сильный след в истории. Первоначальный ажиотаж вскоре затих, но некоторые идеи сохранились. Обычно сведения о тайных обществах обегают мир, не возвращаясь. Но в данном случае россказни о «невидимой коллегии» повлияли на основание Королевского общества, а традиции розенкрейцеров возродились в XVIII и XIX веках, сыграв значительную роль в создании эклектического ордена Золотой Зари. Поскольку алхимические традиции Джона Ди и других алхимиков сохранились в коллективном европейском разуме, тонко рассчитанное сомнение в чисто механической или рациональной мысли действует до сих пор.

logo