Расположенная высоко над рекой Ода на юго-востоке Франции, эта деревушка стала знаменитой в 1982 году после публикации книги «Святая кровь и Священный Грааль». Ее авторы утверждали, что Христос и Мария Магдалина основали здесь меровингскую династию и что не только меровингское сокровище, но и сам Христос лежат погребенные посреди этого старинного, драматически мистического катарского ландшафта на юге Карказона.
Находки в церкви Ренн-ле-Шато
Местечко Ренн-ле-Шато было тихой заводью. В 1885 году Беренгер Сонье в возрасте тридцати трех лет, крепкий, неглупый мужчина из местных, поссорился со старшими, был изгнан из семьи и проклят. Казалось, он не придал этому особого значения. Живя на жалкие гроши, Сонье охотился и ловил рыбу. В 1891 году он начал реставрировать старинную церковь. Посвященная св. Магдалине в 1059 году, она стояла на вестготическом фундаменте.
В полой колонне алтаря Сонье обнаружил четыре рукописи на пергаменте в запечатанных деревянных трубках. Две содержали изображения двух генеалогических древ с 1244 по 1644 год, другие две — похоже, предков Сонье 1780-х годов, Эбби Бигу, и выглядели как религиозные тексты. Расшифровав их, Сонье распознал несколько первых предложений, включая: «Королю Дагоберу II и Сиону принадлежит то сокровище, и он лежит там мертвый...» Показав их своему епископу в Карказоне, Сонье был отправлен к церковным властям в Париж.
Тайны Беренгера Сонье – выходца из деревни Ренн-ле-Шато
Трехнедельное пребывание в городе ввело его в высшее парижское общество. Что бы он ни нашел, его путь к богатству и власти был необычен. Вернувшись в Ренн, Сонье продолжил реставрацию церкви, совершил несколько долгих и таинственных путешествий, начал делать долги по всей Европе, вести переговоры с банкирами и (между 1896 годом и годом своей смерти в 1917 году) растратил колоссальное состояние.
Он оплатил подведение к деревне водопровода и дороги и построил роскошную виллу, в которой сам не жил. Сонье развлекал эрцгерцога Иоганна фон Габсбурга, французского государственного секретаря по культуре Эмму Кальве, устраивал банкеты посреди своего зоосада при изобилии дорогого фарфора, тканей и античных мраморных статуй.
В отреставрированной церкви он установил статую демона Асмодея (охраняющего спрятанные сокровища) и дощечку с изображением установки креста, выполненную в слегка еретической манере. Призванный к ответу, Сонье апеллировал прямо к папе римскому, который, возможно, зная что-то о том, о чем не знали предки Сонье, поддержал его. Сонье прожил до 1917 года, утопая в роскоши, как какой-нибудь восточный падишах.
Смерть от удара, случившегося с ним 22 января, похоже, не явилась неожиданностью для самого Сонье — за пять дней до этого его экономка заказала гроб, в котором он и был похоронен. Священник, вызванный принять его последнее покаяние, вышел сильно потрясенный услышанным и «больше никогда не улыбался».
Сонье умер неисповеданным. Неизвестные скорбящие сорвали кисточки с его покрывал во время траурной церемонии. Хотя после его смерти у него не должно было остаться ни гроша, его экономка Мари жила в полном достатке до самого 1946 года, когда французское правительство ввело новую валюту. Не желая объяснять происхождения своего богатства и, видимо, предав огню все бывшие у нее банкноты, она закончила свои дни в бедности, так и не выдав секрета Сонье.
Что же он нашел? Золото Меровингов или нечто более экстраординарное? Шантажировал ли Сонье церковь? Никто ничего на этот счет не знает или не говорит. Ведь этот район сам по себе достаточно таинственный. Здесь не только кровь катар и эхо трубадуров, но и резонанс, подобно Гластонберийскому. Земной храм, покрывающий более сорока квадратных километров, вводит в заблуждение священной геометрией каждой своей узловой точкой, помеченной церковью, замком, выступом скалы или другой заметной природной чертой с Ренн-ле-Шато по западной части периметра. Этот священный ландшафт и его скрытые значения открывались таким художникам, как Пуссен, который намеками выражал то, что они знали.
Сонье нашел что-то, жаждущее увидеть свет. Суть секрета может лежать не в Магдалине и даже не в Христе, а в чем-то более древнем и менее доступном.