После трагедии Джеймса Прайса изучением алхимии занимались лишь приверженцы оккультизма и историки науки.
Как Карл Юнг пытался возродить алхимию
Однако в начале 1920-х годов Карл Густав Юнг (психолог-первопроходец, бывший ученик и коллега Зигмунда Фрейда), занявшись изучением алхимии, выяснил для себя, что многие из ее ключевых символов всплывают в сновидениях его клиентов. Его собственный срыв несколькими годами ранее уже заставил его осознать мифическое царство того, что он называл архетипами. Речь идет о мощных образах, возникающих из «универсального бессознательного», общего для всех людей. Его исследования и лекции по алхимическим символам были собраны в его книге «Психология и алхимия». Эта книга, богато иллюстрированная большим количеством ранее не публиковавшихся изображений с алхимической тематикой, была опубликована в 1944 году и с тех пор регулярно выходит в свет. Эта книга оказала большое влияние на современников и представила алхимию как предмет, достойный самого вдумчивого изучения.
Юнг установил, что совокупность алхимических текстов являет удивительную последовательность и сложность идей и образов, несмотря на их явно загадочный и зачастую противоречивый язык.
Он утверждает, что это не может быть случайностью: «Символизм, особенно такой богатый, как символизм алхимии, неизменно обязан своим существованием некоторой адекватной причине, а не обычной причуде или игре воображения». Юнг понял, что алхимики не обманываются и не просто забавляются. Они шли к чему-то чрезвычайно важному.
Взгляд Карла Юнга на алхимию
Изучая алхимию, Юнг вдохновился на создание концепции индивидуации - освобождения человека от его психического лабиринта, разрешения личной психодрамы. Его сотрудничество с Фрейдом в области сексуальной психологии дало ему понимание интимного аспекта алхимии с ее акцентом на союз противоположностей - химическое венчание. И хотя многие алхимики и мистики упрекают Юнга в том, что он ограничил алхимию чисто психологическими моделями, справедливо будет сказать, что он признал, что алхимия связана с самореализацией не только человека, но и самой природы. Его главный интерес был направлен на то, как психика реагирует на загадку существования, а не на природу и цель Творения. Предметом Юнга является психология человека, а не жизнь. Предметом алхимика является сама жизнь и его взаимоотношения с ней. Активное и пристальное изучение и переживание всего этого показывает, что алхимик и жизнь - это одно и то же, ибо Все - в одном.
В этом отношении взгляд Юнга на алхимию ограничен психологической точкой зрения, хотя Манфред Юниус сказал мне, что он получил из достоверных источников информацию о том, что в последние годы своей жизни Юнг создал лабораторию для практической работы.
Другими крупными книгами Юнга по алхимии являются «Исследования алхимии» и монументальный труд «Mysterium Coniunctionis: таинство воссоединения», в которых исследуется природа противоположностей, в частности полярность мужского и женского, представленная в алхимии Солнцем и Луной, Красным королем и Белой королевой. Юнг также разъясняет тот факт, что мир является отражением внутренней психики, что в самом реальном смысле каждый индивид несет ответственность за свой опыт внешнего мира. Это ключ к пониманию истинного значения человека как микрокосма (как наверху, так и внизу; как внутри, так и вовне).
Красная книга Карла Юнга
Особый интерес представляет териоантропический опыт Юнга по превращению в божество с львиной головой, о котором он рассказывает в своей исповедальной книге «Liber Novum», также известной как «Красная книга», опубликованной уже после его кончины. Юнг отождествляет это существо с львиной головой с Митрой / Эоном, олицетворением вечной жизни, древнегреческим прототипом которого является Фанет, «первородное» божество религии орфической мистерии, описанное в папирусе из Дервени как «первородный царь, нескончаемый. На нем выросли все бессмертные, благословенные боги и богини, реки и прекрасные источники и все остальное, что тогда появилось на свет. Он сам стал единственным».
Фанета обычно изображают выходящим из отверстия в форме яйца, иногда окаймленного знаками зодиака. Подобно Митре / Зону, Фанет снабжен на рисунках крыльями и окружен змеями. На двух митраистских рельефах (один из них обнаружен на стене Адриана) мы видим Митру, выходящего из зодиакального яйца, а греческая надпись, найденная в Риме, среди прочего оглашает посвящение «Зевсу-Гелиосу-Митре-Фанету, священником и отцом Венустом вместе со служителями бога». В орфизме Фанет также отождествляется с умирающим и возрождающимся Дионисом. Зона также приравнивают к Дионису различные неоплатонические писатели, в то время, как и Фанет, и Зон связаны с дуалистической концепцией Демиурга. В этом опыте Юнг словно оказался в самом сердце изначальной мистической традиции, которая уходит корнями в орфические мистерии, по крайней мере до Человека-льва, на 44 тыс. лет в глубину веков.