Знаменитые учителя Пифагора

Пифагор. Это имя знакомо школьникам всего мира на протяжении сотен, если не тысяч лет. Пифагор был родоначальником геометрии и математики. В народе верят, что он был вегетарианцем, знатоком души, этики и религии, музыкальным теоретиком и астрономом - короче говоря, величайшим философом. Некоторые говорят, что он был первым, кто назвал себя таковым, и основоположником чрезвычайно влиятельной философской школы.

Краткая биография Пифагора

Пифагор - первый из наших магов, которого мы можем с уверенностью назвать реальной исторической личностью. Разумеется, мы знаем о том, что его идеи оказали решающее влияние на развитие науки и философии, хотя, как заметил великий классик Вальтер Буркерт, «в жизни Пифагора нет ни одного момента, в котором не было бы противоречия». К счастью, как отмечает тот же Буркерт, «из более или менее критического подбора данных можно составить правдоподобный нарратив». Правдоподобный нарратив, опирающийся главным образом на самые старые источники, выглядит так:

Пифагор появился на свет около 570 года до нашей эры на Эгейском острове Самос. Считается, что его мать происходила из старинной самийской семьи, а отец был торговцем и / или гравером драгоценных камней из финикийского города Тир в современном Ливане.

Финикийцы, похоже, пережили упадок позднего бронзового века легче, чем греки, или, по крайней мере, быстрее оправились от него. В то время они были лучшими мореплавателями и колонизаторами в Европе - их города-государства были рассеяны по всему средиземноморскому побережью, включая Карфаген, который впоследствии основал собственную великую империю.

Тир был космополитическим центром финикийского мира, куда съезжались путешественники, ремесленники и разные мастера со всей Северной Африки, Южной Европы и Малой Азии, включая Египет, Вавилон, Саву и Эфиопию.

Таким образом, Пифагор унаследовал самые широкие культурные горизонты от своего отца, в то время как его мать, по некоторым сведениям, происходила из одной из самых аристократических семей на Самосе.

В юности Пифагор сопровождал своего отца в поездках и, как считается, учился у ученых из Сирии, когда посетил Тир.

Говорят, также, что он провел несколько лет в Египте и Вавилоне, где познакомился со всей мудростью Востока, а прежде того учился у таких знаменитых греческих мудрецов, как Ферекид, который, по нашим представлениям, первым начал записывать философские мысли в прозе.

Ферекид - легендарный маг-учитель

Ферекид, как известно, жил в двух пещерах на острове Сирос, где его летняя пещера и поныне остается популярной туристической достопримечательностью. Единственные сохранившиеся фрагменты прозы, приписываемые Ферекиду, посвящены космогонии. Судя по всему, этот труд назывался «Пентемихос» (Пять тайников), хотя некоторые источники утверждают, что он назывался «Хептамикос» (Семь тайников). Однако его любимым предметом был метемпсихоз, по словам Порфирия, известного неоплатоника III века: Ферекид Сиросский говорит о пустотах, ямах, пещерах, отверстиях и вратах, и через них Загадками говорит о становлении и уходе душ.

Считается, что Ферекид был первым греком, учившим о бессмертии души и постигшим этот предмет без учителя. Последнее возможно, а первое крайне маловероятно, поскольку бессмертие души было центральной темой Орфических мистерий, корни которых прослеживаются в еще более далекой древности. И, конечно же, Пифагор продемонстрировал реальность метемпсихоза в двух своих предыдущих воплощениях. Возможно, Ферекид первым открыто учил этому - он вполне мог вести себя подобным образом, если постиг этот предмет сам и не давал обет хранить все в тайне.

Фалес, Анаксимандр - учителя Пифагора

Затем Пифагор продолжил обучение у Фалеса и Анаксимандра в соседнем Милете. Фалес был одним из Семи мудрецов Греции. Он является отцом греческой философии и, по мнению некоторых, отцом науки. Он утверждал, что все в природе происходит из одной и той же первичной материи, природу которой он пытался постичь. Это остается целью как алхимии, так и квантовой физики. Будучи инженером по профессии, он первым применил дедуктивные рассуждения к геометрии, выведя четыре следствия из собственной теоремы - таким образом, он был первым, в честь кого была названа математическая теорема. Разбираясь в астрономии, он описал положение созвездия Малой Медведицы, предположив, что оно может служить ориентиром для навигации в море. Он вычислил продолжительность года и время равноденствий и солнцестояний. Считается, что он первым наблюдал Гиады и вычислил положение Плеяд. Примечательно, что ему повсеместно приписывают предсказание солнечного затмения 28 мая 585 года до н. э, которое остановило битву при Галисе и способствовало установлению прочного мира.

Пифагора также обучал ученик Фалеса Анаксимандр, который был таким же эрудитом и новатором, как и его учитель. В геометрии он ввел идею гномона, в географии составил очень полезную карту мира, в астрономии сделал интересную попытку описать движения небесных тел по отношению к Земле, а его идея неопределенного принципа (апейрона), предшествовавшего стихиям как безграничный неопределимый источник всего сущего, способствовала развитию как теоретической физики, так и платонической метафизики. Апейрон Анаксимандра был возрожден в квантовой механике, как название дискутируемой первичной субстанции Вернера Гейзенберга. Помимо научного вклада, Анаксимандру приписывают предсказание землетрясения в Спарте и успешное убеждение жителей Лакедемона покинуть свой город. Землетрясение произошло на следующий день, как и было предсказано, и оно разрушило этот город.

Образование Пифагора

Судя по репутации этих учителей, Пифагор, несомненно, получил весьма впечатляющее образование, но мы можем только гадать о том, какими средствами это образование передавалось. У нас есть условный образ лысеющих, бородатых мудрецов, одетых в развевающиеся одежды, струящиеся с плеч, которые надменно высказывают свои интеллектуальные идеи, в то время как покорные ученики скрупулезно записывают за ними, но кажется маловероятным, что передача была настолько прозаически академичной. До основания знаменитой академии Платона в Афинах оставалось почти двести лет. Однако на месте академии уже росла священная роща из оливковых деревьев, посвященная Афине, богине мудрости. Центр культа Афины, расположенный сразу за стенами Афин, всегда полнился ее почитателями еще со времен бронзового века. Обучение премудростям во времена Пифагора было священнодействием, заключавшееся в сообщении человеку священных истин.

Те немногие, кому разрешалось принять посвящение, отбирались за высокое положение в обществе или феноменальное умственное развитие. Тот факт, что Ферекиду приписывают роль первого человека, начавшего излагать философские (как мы сейчас называем их) темы в прозе, позволяет предположить, что к ученикам традиционно обращались, по крайней мере частично, в стихах. Учителем мог быть бард, поэт, который понимал священную силу слов, воздействующих на восприимчивый ум неофита. В конце концов сакральная истина непременно исполнена поэзии. Такие магические, колдовские наставления впоследствии сменяются диалогом между учителем и учеником, в котором первый помогает второму найти свой путь, задавая правильные вопросы, чтобы достичь понимания или осознания истины.

В общем, что-то в этом роде. А как насчет инструкции касательно метемпсихоза? На каком этапе мы должны представить себе, что Пифагор узнал о своих предыдущих воплощениях? Было ли учение Ферекида по этому предмету призвано помочь человеку вспомнить такие вещи или просто увязать такие воспоминания с контекстом? Мы живем в культуре, которая больше не соглашается с тем, что такая вещь, как душа, действительно существует.

В наши дни принято считать, что идея души, существующей независимо от тела, является дуалистическим абсурдном. Это верно только с точки зрения аргумента Гилберта Райла о «призраке в машине». Этот аргумент сам зависит от идеи о том, что «разум» напрямую отождествляется с «душой» и является в некотором роде субстанциальным. С эзотерической точки зрения (которая не совпадает с «картезианским рационализмом», с которым спорит Райл), душа попадает в алхимическую категорию «вещи, которая не есть вещь». Однако, как мы уже видели, идея бессмертной души в противоположность призрачной тени была столь же эзотерической и во времена Пифагора.

Тексты Порфирия о «ямах и пещерах» Ферекида, как и о «рождении и смерти души», дает нам ключ к пониманию того, как можно познать душу. Пещеры Ферекида были не просто иносказанием. Как мы уже поняли, он имел обыкновение жить в них. Пифагор тоже прославился своим неравнодушием к пещерам, о чем мы еще поговорим, рассмотрев для начала остальную часть его образования.

logo



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.