Как и все дети, у которых были уроки античности, я впервые столкнулся с волшебным музыкантом Орфеем, когда читал эпический греческий миф о Ясоне, аргонавтах и их поисках Золотого руна. Орфей был одним из аргонавтов, команды мощного корабля «Арго», куда входили и другие великие мифические персонажи, такие как Геракл, Тесей, Беллерофонт и небесные близнецы Кастор и Поллукс. Спустя пятьдесят лет я все еще разгадываю тайны, скрытые в глубине этих поразительных историй. Поскольку эти мифы выражают фундаментальные отношения, они действуют на магическом уровне, поэтому имеет смысл просеять их в поисках золота, которое они содержат в себе.
Истоки Орфея
Впервые мы слышим о «знаменитом Орфее» на заре так называемого Классического периода, когда Древняя Греция вышла из своих Темных веков. Города-государства, такие как Афины, Спарта, Коринф и Фивы, становились все более сильными и могли уже противостоять мощи Персидской империи, а в конечном итоге и обеспечить свою независимость такими знаменитыми кампаниями, как при Марафоне и Саламине.
Исторический Орфей, если он когда-либо существовал, появился на свет, по словам Диодора и Аполлодора, во Фракии на крайнем севере греческого мира, где культ Диониса, как считается, возник (возродился) из старых мистических культов земли эпохи позднего палеолита.
Орфей был сыном Эагра, фракийцем по происхождению и своими знаниями, песнями и поэтическими произведениями намного превосходил всех прочих людей, чьи имена сохранились в памяти потомков. Орфей создал изумительную поэму, замечательную своим благозвучием при песенном исполнении. Слава его была столь велика, что полагали, будто своей игрой он очаровывал даже растения и животных. (Достигнув науки и изучив теологические мифы, Орфей отправился в Египет и, значительно усовершенствовав там свои знания, стал величайшим из эллинов во всем, что имеет отношение к теологии, обрядам, поэзии и музыке.
Имя Орфей перекликается с греческим «орфне» (ночная темень), и «орфанос» (сирота). Протоиндоевропейский корень «орбх» значит отделять. Особая сила Орфея заключалась в его способности очаровывать любое живое существо, даже стихии, с помощью пленительной красоты и очарования его пения и игры на лире. Его часто изображают в окружении диких животных, завороженных его музыкой. Классический греческий поэт Пиндар рассказывает о том, что он унаследовал свою врожденную любовь к музыке от своей матери Каллиопы, величайшей из муз (от которых происходит слово «музыка»), и учился у своего брата Линуса, легендарного изобретателя мелодии и ритма. Аполлон подарил Орфею лиру, которую ему, в свою очередь, подарил ее изобретатель Гермес, который своей чарующей силой музыки проложил себе путь из суетного мира в нетленное общество богов Олимпа.
Впоследствии Орфей, который превосходил всех людей в природных дарах и познаниях, внес много изменений в практику, отчего обряды, которые были установлены Дионисом, также назывались орфическими».
Какими подвигами прославился Орфей
К магическим подвигам Орфея с помощью музыки, когда он был аргонавтом, мы могли бы отнести заклинание ветра, для продвижения славного корабля «Арго» по волнам, усмирение страшных скал Босфора, которые то расходились, то сталкивались, погружение дракона-хранителя Золотого руна в сон, достаточно глубокий, чтобы Ясон мог украсть его.
В классической версии истории Вергилия об Орфее нашему герою не удалось спасти свою мертвую жену Эвридику из Подземного мира несмотря на то, что он заколдовал семиглавого адского пса Цербера и царя, и царицу Подземного мира Гадеса, и Персефону.
После этого он бродил безутешный по земле до тех пор, пока его не растерзали разъяренные менады, служительницы бога-человека Диониса.
Однако только изучая историю западного эзотеризма, становится понятно, что Орфей занимал важное и влиятельное положение в древнегреческом мире и за его пределами, благодаря которому он возвысился над всеми другими смертными, увековеченными в классической мифологии. Его именем был назван целый мистический культ, а приписываемая ему космологическая и теологическая «орфическая» литература оказала заметное воздействие как на Платона, так и на Пифагора. И если не его культ, то его имя пережило Темные века, последовавшие за падением классического мира, и он был вновь открыт и защищен такими магами эпохи Возрождения, как Пико и Фичино.
Орфей как величайшая муза эпохи позднего Возрождения
Фичино переводил Гимны Орфея и исполнял их, играя их на лире, за что его прозвали Вторым Орфеем. В результате Орфей стал одной из величайших муз, высокоинтеллектуальным предметом искусства, литературы и музыки. Чаще всего он появлялся на сцене, особенно в опере. После перевода Фичино «Гимнов Орфея» его друг Полициано написал пьесу под названием «Орфей», которая была предшественницей оперы, поскольку не меньше ее половины надлежало петь. Эта пьеса была призвана возродить классическую греческую трагедию. Она была поставлена в Карневале в 1474 году с оригинальной декорацией, спроектированной Леонардо да Винчи.
«Эвридика» Якопо Пери - самая ранняя опера, музыка которой сохранилась. Впервые она была исполнена во Флоренции в 1600 году. Спустя семь лет Монтеверди написал первый признанный шедевр оперы «Орфей», и с тех пор было создано более семидесяти опер на орфические темы, в том числе три в этом столетии. Орфей был главной музой романтиков. Он стал вдохновителем множества пьес, балетов и фильмов, в частности «Черный Орфей» (1959 года) и «Орфей» Жана Кокто (1950 года).