Период Стрельца в народном календаре: с 23 ноября по 23 декабря.
Символы Стрельца в народном календаре
У Стрельца много имен. Созвездие Стрельца у разных народов называлось по-разному: Всадник, Получеловек, Кентавр Хирон, Конь, Верблюд, Лук, Колчан, Белый Свет и даже Храм.
Со времен средневековья Стрелец изображается у нас как кентавр, стреляющий из лука. Такое обозначение отвечает большинству названий и несет идею преодоления того звериного, что есть в человеке, указывает на цель, к которой нужно стремиться. Она помечена стрелой, готовой сорваться с туго натянутого лука.
К концу времени Стрельца ночь длится 16 часов, а день всего 8. Растительная жизнь вымерла начисто, она теплится где-то там, под землей. Семена, ушедшие в землю во время Скорпиона, теперь трансформируются в нечто, готовое начать новую жизнь. Зародыш растения все неистовее стремится к свету и солнечному теплу, и его желание становится столь неодолимым, что к концу Стрельца он уже достаточно силен, чтобы разорвать укрывающую его оболочку. В фазе Стрельца «могила Скорпиона» становится колыбелью начала жизни.
Символический знак Стрельца – стрела. Этот знак как бы продолжает стрелку, намеченную Скорпионом. Стрела пронзает тьму и ищет выход к свету, к мысли, стремится вверх, но ей нелегко оторваться от материального, о чем свидетельствует нижняя крестовина. От этих земных вериг удастся оторваться только Водолею. Истина многогранна, и только интуиция поможет найти ту грань, тот аспект, который полностью отвечает вашему умонастроению и предрасположенности. Во тьме времени Стрельца особенно заметно стремление раздвинуть горизонты темноты, границы неведомого и обрести просветленную истину.
Боги-покровители знака Стрелец
В темное время Стрельца, когда на поверхности не видно ни былинки, ни листка, люди боялись враждебных сил, привидений. Одновременно пробуждаются и готовы защитить человека добрые духи, только надо вовремя вызвать их на помощь (произнести заклинание, молитву). В этот период особенно заметно стремление к свету, к познанию. Появляется надежда, что снова станет тепло и светло.
Бог-покровитель Стрельца - Юпитер
С этой фазой соотносят принцип Юпитера/ Зевса – повелителя неба, который правит всеми событиями на земле. Первый год своей жизни Юпитер, как известно, провел в пещере, питаясь молоком козы. Рог козы Амальтеи он превратил потом в рог изобилия. Через год Зевс сверг с престола отца и освободил всех братьев и сестер. До чего же этот миф напоминает превращения, происходящие в природе на земле!
События, которые прошли под знаком Скорпиона в жизни человека, тоже причастны к уменьшению его жизненной силы. В это время может ослабнуть связь с материальной стороной жизни, мы усталы и апатичны. Тело теряет прежние упругость и энергию, на девятой фазе жизни мы задаем себе вопрос, в чем ее смысл. В период Весов познается сладость подлинной гармонии и равновесия. Человек стремится снова вернуться к этому блаженному состоянию, что побуждает его искать новые знания, и если преуспеть в этом, то откроются новые горизонты, и жизнь снова обретет смысл.
Покровитель Стрельца - Святой Андрей
В день Святого Андрея (30 ноября) у многих народов совершались обряды защиты от демонов и призывания чуда зимнего плодородия. В это темное и таинственное время года, когда солнце кажется изможденным и бессильным, неспособным отогнать своими вялыми лучами энергичных демонов, рвущихся на поверхность, в человеке пробуждается желание заглянуть в будущее, понять: неужели так будет продолжаться вечно?
Жители городишка Хорген, что находится в кантоне Цюрих, были уверены, что в день Святого Андрея ведьмы танцуют на перекрестках дорог. В районах вокруг Люцерна молодежь выходит на улицу с разными шумовыми инструментами, чтобы прогнать демонов.
Святой Сильвестр
В ночь Святого Сильвестра девушки гадали, произнося заклинания и пытаясь увидеть лицо суженого в зеркале или в стоячей воде. Или в кувшин ставили принесенные из леса ветки, которые распускались в тепле, и по окраске листьев девушка пыталась угадать, когда к ней явятся женихи.
В средние века на перекрестках дорог устраивали судебные процессы, чтобы показать, что судьи не принадлежат к какой-либо партии или направлению. Иногда на перекрестках выкапывали могилы и ставили кресты.
Обломанные ветки называли почему-то «варварскими». Считалось, что ветка вишни, яблони, груши, обломанная 4 декабря, если ее поставить в воду, под Рождество может расцвести, и крестьяне по интенсивности цвета пытались угадать, велик ли будет урожай яблок или груш на следующий год.
Покровитель Стрельца - Святой Николай
6 декабря к детям приходит Святой Николай. Он появляется из леса и путешествует обычно на лошади или на осле. Иногда сидит в санях, иногда приходит по крышам. Детишки толпой бегут за санями Николая. Послушным детям он приносит подарки, непослушным – розги. Согласно христианской легенде, Святой Николай из Миры подбросил в каморку, где спали три бедные девушки, каждой по кошельку с золотыми. Это было в IV веке, а в 1087 году мощи Святого Николая перенесли из Миры в Бари.
В Швейцарии Николай еще и светоносец. Он надевает на себя широкую митру, которая светится изнутри. В Уэльсе Николая сопровождает диковинный, никому не известный зверь. В Вюртемберге по дворам ходит старик-лесовик и раздает детям орехи и сушеные груши, а они благодарят его и читают стишки. Старик грозит непослушным детям забрать их в мешок. В Маннгейме и Людвигсхафене детей навещает «жена Святого Мартина». Она одаривает их орехами, яблоками, пряниками и предлагает им помолиться. Так происходит в наши дни, но еще в конце XIX века «Мартинша» держала в руке палку или веник, чтобы поколотить непослушных.
На севере Николай – это Солнечный Клаус. В скандинавских странах Святого Николая зовут Солнечный Клаус. Под дымовую трубу ставят сапог, в который путешествующий по крышам Солнечный Клаус складывает подарки детям. В Италии в день поминовения усопших в гости ждут добрых духов умерших родственников. Предполагается, что они тоже проникают в дом через трубу на кухне, и им выставляют еду.
Всякие лепешки, пряники и хлебы, которые приносит Святой Николай, несомненно, память о тех временах, когда богам жертвовали пищу. Яблоки и орехи созревают позднее, и в них особенно сильна жизненная энергия, и когда Николай дарит их, он как бы передает людям энергию и волю к действию. Яблоко считалось священным плодом нордической Идуны – богини вечной юности и бессмертия. Она держала в своем золотом ларце одиннадцать «яблок жизни», которые обладали волшебной способностью возвращать молодость каждому, кто надкусывал яблоко (вспомните яблоки Гесперид).
В легендах Святой Николай нередко появляется в сопровождении диких животных, которые носили в средние века самые причудливые наименования, но чаще всего имя «изегрим», т. е. лесной волк. Когда говорят, что начинается «охота на Николая», то подразумевается преследование сопровождающего его злого духа – волка. Впрочем, Святой Николай без труда усмиряет диких зверей. Кстати, конь или осел, на котором путешествует Святой Николай, напоминает нам восьминогого битюга Слейпнира, на котором скачет бог Один.
Дева Мария - покровительница Стрельцов
Католические священники читают в эти дни роратные молитвы (от латинского «гогаге» – оттаивать) перед восходом солнца. Прихожане толпами идут с темной улицы в ярко освещенную церковь. Ранние мессы посвящены Деве Марии, и нам легко разгадать их смысл, если вспомнить, что эта святая была когда-то Венерой, Иштар, Деметрой или Корой, т. е. богиней растительности, которая пока заточена в темноте под землей.
Непорочное зачатие Марии, которое произошло 8 декабря, так же как и роратные молитвы, отражает то, что происходит в эти дни в природе. Все кажется стылым, вымерзшим и неподвижным, но глубоко в земле, неприметно для глаза, ростки готовы разорвать сдерживающую их оболочку.
Люция светоносная и Перхта
13 декабря – праздник Святой Люции, имя которой означает «светоносная». В деревне день Люции – самый короткий день в году. Мы говорим «в деревне», потому что сельские жители больше привержены древним обычаям, а день Люции действительно был самым коротким до 1582 года, пока папа Григорий не ввел новый «григорианский» календарь, и самый короткий день оказался отодвинутым на более поздний срок. Светоносной называли и богиню Диану, известную своим свободолюбием.
Древние германцы чтили богиню Перхту (отсюда современное имя Берта), которую также считали «блестящей», «светозарной». За Перхтой следовала свита демонов, как злых, так и добрых. Кстати, в германской мифологии существовали духи, которые могли располагаться как по одну, так и по другую сторону добра и зла, например злые маленькие человечки – черные гномы и добрые человечки – светлые легкие эльфы. В Баварии Перхту величают «госпожой Бертой с железным носом». Здесь уместно вспомнить, что древние германцы вели календарь не по дням, а по ночам, да и еврейские праздники начинаются с появлением на горизонте первой звезды.
В Швеции в четыре утра на улице появляются две загадочные фигуры в козьей шкуре со снопом на шее. Рога прикрыты красной шапкой. По-видимому, эти козы – спутницы греческого бога Пана или козлы Тора. Сноп напоминает о поверье, что Перхта разрезает злым детям живот, запихивает туда мелко порезанную солому и зашивает железной цепочкой. Да и светоносная Люция нередко грозит лентяям разрезать живот и напихать туда соломы и мелких камушков.
В Австрии Люция – нечто противоположное Святому Николаю, и уж во всяком случае намного страшнее. Все эти россказни придуманы церковниками, которые всеми мерами боролись с языческими божествами. Ведь некогда Перхта была благородной и милосердной, несущей всем добро, «белой дамой», которая так часто встречается в мифах и сказках Средней Европы. В Швабии Перхта относилась к свите Святого Николая. В одной сохранившейся рукописи XVI века рассказывается о награде, выданной баварскому учителю за то, что в день Святой Люции он поддерживал огонь под котлом с водой во время праздника. В Оденвальде в это время по улицам ездила на белом рождественском осле девушка, вся в белом, как невеста, и с фатой на голове.
Вечером перед днем Святой Люции в Нижней Австрии хозяйка дома собирала в горнице всех детей и служанок, и они вместе читали молитву. Затем дом обкуривали благовониями и после «Отче наш» произносили присловье:
Вместе мы прогоним ночь, ведьмы, друды – ну-ка, прочь!
Друдами называли злых духов ночи (Друда – дочь бога Тора). Имя это означает силу и решимость. Друды (или труды) – главные пособницы богини Перхты. Уберечься от этих злых ночных ведьм помогает пятиугольник – пентаграмма, поставленная на нижнее основание. Ее вершина, направленная к небу, привлекает злых духов, которые, устремляясь к пентаграмме, погибают, как бабочки в огне.
Покровитель Стрельца - Святой Фома
Сходные обычаи имеют место также в день Святого Фомы. Именно в ночь на 21 декабря, по народному поверью, над полями и лесами проносится «дикая охота» Воданова войска, которое свистит, завывает и дико хохочет. Любопытно, что церковь установила день Фомы неверующего на самое темное и беспросветное время года.
Праздники и ритуалы знака Стрелец
Адвент в народном календаре Стрельца
Время адвента (латинское «advenire» – приближаться) – это время приближения Рождества, рождения Иисуса Христа. Этот праздник рождения Христа церковь перенесла на время зимнего солнцестояния только в IV веке. Ко времени адвента дома украшают венками, подчеркивая стремление к свету и солнцу. Чем ближе день солнцеворота, когда явится «свет мира», как учит христианская религия, тем больше свечей зажигается (каждое воскресенье адвента прибавляют к зажженным еще по одной свече), чтобы удостовериться, что скоро будет совсем светло.
Три четверга (доннерстаг – день Донара) во время адвента носят в разных районах Германии разные названия: «громыхальный», «стучальный» и «трещоточный», но в любом случае они посвящены отпугиванию злых духов и всякой прочей нечисти. В такие вечера люди ходят по улицам и стучат деревянными молотками по дверям и оконным наличникам (будят траву). Иногда «стукальщики» надевают маски, носят с собой бичи и коровьи колокольца, а по улицам с трещотками проходят длинные процессии. Тут главное стучать деревом по дереву, как считают, это способствует пробуждению дремлющей под покровом снега растительной жизни. Церковь пытается переосмыслить языческий обряд и трактует шумные празднества как верный признак предстоящего Рождества Христова.
Праздник огней в Индии
Осенью в Индии в течение четырех дней отмечают «дивали», или «дивапали», что значит «праздник огней». Все площади, улицы, дома ярко освещены, сады украшены факелами и масляными лампами. Праздник начинается в последние два дня месяца асвина и завершается в первые два дня следующего месяца картика, что примерно совпадает с нашим праздником Всех Святых и днем поминовения усопших.
Некоторые касты отмечают в эти дни начало нового года и воздают хвалы Лакшми – богине благосостояния. Торговцы и деловые люди начинают новый деловой год с того, что припудривают свои бухгалтерские книги красным порошком. По вечерам трещат ракеты и фейерверки, они должны отогнать демонов. Другие индусы посвящают свое время поминовению умерших. Согласно легенде, в день коронования Рамы вся страна была освещена таинственным светом. Это воспринял ось всеми как добрый знак его правления. Рама ведет мир к высокому знанию, и его деяния направлены на преодоление непросвещенности.
В день «дивали» женщины готовят особое блюдо – пасту из риса с шафраном, ею они наносят братьям на лоб символический знак.
Праздник Ханукка в народном календаре Стрельца
День света отмечают в декабре евреи. Их праздник называется «ханукка» и напоминает о событии, случившемся в 165 году до н. э., когда в Иерусалиме снова ввели церковную службу. Предание рассказывает, что маленькой плошки с маслом хватило, чтобы заполнить все лампады церкви, горевшие в течение восьми дней. С той поры светильники «ханукка» имеют восемь рожков.