Период Козерога в народном календаре: с 23 декабря по 21 января.
Характеристика фаз Козерога в народном календаре
К началу фазы Козерога солнце снова меняет свои привычки. Осенью, под знаком Скорпиона, нить жизни, соединяющая растения с солнцем, была прервана, во время Стрельца сошла на нет. Но где-то под землей растения помнят о свете и стремятся к нему. Начиная с зимнего солнцеворота снова пробуждается жизнь, которая едва теплится в подземных кладовых. Каждый день солнце все выше показывается на горизонте, убеждая нас в своей победе над тьмой. Мы пока этого почти не замечаем, но светило начинает все активнее поигрывать солнечными мускулами. Подземные ростки издалека чувствуют тепло и начинают готовиться к прорыву, хотя их настоящее рождение наступит весной, в следующей фазе Овна.
В самом начале фазы Козерога солнце как бы останавливается на небосклоне, не решаясь двигаться дальше. В течение этих двенадцати дней и ночей установившийся на земле порядок подвергается сомнению, но после того как солнце, «поддержанное» кострами и огнями, все-таки одерживает победу, это оказывается очевидными само собой разумеющимся поводом для празднества. Выясняется, что налаженный жизненный порядок был правильным и его можно придерживаться впредь. В дни зимнего солнцеворота, как и летнего под знаком Рака, приносятся жертвы богам плодородия.
Символический знак Козерога почти весь находится ниже линии горизонта. Как и в знаке Тельца, верхняя, изогнутая в виде края чаши линия притягивает к себе энергию света, передавая ее вниз изголодавшимся но теплу, пробуждающимся росткам.
Что касается человека, то для него этот знак интерпретируется как возможность постепенно отсекать притягивающие его к земле корни, выпрямляться, уделять больше внимания духовному, вырываясь из оков материального. Снизу появляется устремленная вверх стрела Стрельца, человек пытается раздвинуть горизонт.
Боги-покровители знака Козерог
Созвездие Козерога древние называли «козой», «коронованной козой», «козлиной рыбой», «дверью богов» и другими именами. Особенно прижилось изображение козлиной рыбы, т. е. козерога с рыбьим хвостом. Возможно, потому, что в древнем Вавилоне представляли себе подземный мир как море, в которое возвращается жизнь, покинувшая земную оболочку. Там она и плавает подобно рыбе. Потом рыба снова превращается в козу, которая скачет по горным склонам и тесным ущельям, поднимаясь все выше к свету. Астрологи видят в оси Рак–Козерог тематику самосознания и самоутверждения, при этом Рак отдан юности, а Козерог – старости.
У древних германцев в середине зимы богам приносили жертвы. Это могли быть лошади или дикие свиньи, с которых снимали шкуры и набрасывали на плечи. В папской булле от VI века говорилось: если кто в январские календы влезет в шкуру оленя или теленка или будет заворачиваться в шкуры других домашних животных, а на голову наденет звериную голову, тот должен три года подряд замаливать грехи, потому что все это от беса. Святой Пирмин (умер в 754 году) сказал в одной из проповедей: «Нельзя бегать по улицам одетыми, подобно оленям или старухам».
Покровитель Козерога - Сатурн
Астрологи считают, что это время Сатурна/ Крона. Древнеиталийский Сатурн был вначале богом посевов, но в сегодняшней астрологии больше подчеркивается ограниченный и унылый аспект этого бога. Крон кастрировал своего отца Урана, первого небесного бога, и тем самым отнял у него живородящую силу, чтобы самому владеть ею.
Астрологический Сатурн совместил черты римского Сатурна и греческого Крона, в результате чего получилось исчадие ада, обладающее порой совершенно противоположными свойствами.
Жизненные силы человека, его сексуальная потенция убывают, наверное, для того, чтобы постепенно сбросить с себя материальные вериги, отказаться от разных постов и привилегий и уступить место более молодым. Нам вновь предоставлен шанс выйти из привычной колеи, по которой мы двигались столько времени, понять, что все, что казалось нам существенным и важным, – только видимость.
Бог солнца Митра
25 декабря и древние египтяне, и шумеры, и греки, и римляне отмечали день рождения Бога солнца. Самому старому из известных нам изображений Митры почти четыре тысячи лет. Оно было найдено в столице малоазиатского государства хеттов. Согласно хеттским представлениям, Митра является посредником между человеком и высшими божествами. Вот почему культ этого бога был главным конкурентом молодого христианства, завоевал много сторонников и в начале I тысячелетия был чрезвычайно распространен в европейских странах, о чем свидетельствуют посвященные Митре жертвенники в Гейдельберге, Дибурге, Трире, Остербуркене и Заальбурге.
Когда Константин Великий (288–337) миланским эдиктом о веротерпимости, изданным в 313 году, поощрил христиан, культ Митры начал терять последователей. По легенде, Митра родился 25 декабря из скалы и вскоре после рождения в поединке заколол страшного дикого быка (конец времени Тельца), а кровь быка стала источником новой жизни. Литургии Митры сопровождали крещение (младенца погружали с головой в купель), пост, жертвенный обед, в котором поедали хлеб, запивая его вином (символы мяса и крови). Впоследствии этот бог был взят на небо.
Учение о Митре гласило, что первоосновой мира было вечное время, из которого вышли и земля, и небо. Совокупившись, они зачали океан. Принцип зла (Ариман) победил солнечного бога и дикого первобыка. С тех пор на землю пришли муки и страдания.
«Вечное время» изображали как туловище человека, обвитое змеей, и с львиной головой, увенчанной короной, на плечах и бедрах у него по два крыла. Такие же символы несут вавилонский сфинкс и четыре евангелиста.
Праздники и ритуалы знака Козерог
Рождество в народном календаре Козерога
К моменту зимнего солнцеворота христиане празднуют Рождество. На заре христианства 25 декабря был праздник Иоанна Крестителя. В 354 году н. э. церковь перенесла день рождения Христа с 6 января (день волхвов) на 25 декабря, чтобы устранить конкуренцию христианству в виде культа Митры. Культ начал было распространяться по разным провинциям, завоеванным римлянами, в том числе и в Британии. Поклонники бога света Митры отмечали в этот день рождение непобежденного солнца.
Рождество, по-немецки «Вайнахт», означает также «курильная ночь», «ночь фимиама». Такое название мы находим в одном христианском стихотворении, написанном еще в 1170 году. Но и до христианства ночи, следующие за зимним солнцеворотом, считались особыми, «посвященными». Древние германцы полагали, что в день праздника Юлия (зимний солнцеворот) солнце останавливается. Действительно, нам кажется, что продолжительность пребывания солнца на небе не увеличивается и не убывает, и такое состояние длится 12 дней. Поскольку германцы считали не дни, а ночи, они толковали о «двенадцати ночах». Когда солнце снова начинало заметно продлевать свое явление миру, это считалось доказательством его окончательной победы над ночными демонами. Тогда-то и праздновали день Юлия (отсюда английское «уил» – колесо, опять же означающее солнечный круг). В наши дни на 12-й день после Рождества отмечают Богоявление.
Совсем в глубокой древности знавали обычай двенадцати запретных ночей перед Рождеством, когда деревни на весь срок с 13 по 25 декабря огораживали веревкой, а деревенские парни охраняли эту границу, производя как можно больше шума, чтобы отпугнуть злых духов.
Ритуалы с рождественской елкой для Козерога
Идея рождественской елки пришла от старозаветного обычая утешать себя во время холодной тоскливой бессердечной зимы и внушать надежду на будущее видом зеленых растений. Уже в конце XV века горницу начинают украшать зелеными ветвями, в основном ели. Известна речь священника из эльзасского города Кайзерберга, произнесенная в 1508 году, в которой он обличал дурную манеру класть в комнате зеленые ветки и посылать друг другу подарки. В 1605 году впервые упоминают «наряженную елку». Впрочем, в хрониках города Шлетштаттера рождественские деревья упоминаются еще раньше. Испанский епископ в 580 году с презрением упоминал манеру переселившихся в Испанию швабов окружать свои дома зеленью и вешать на деревья венки.
В некоторых местностях Германии елки подвешивали за макушки к потолку комнаты так, чтобы они могли вращаться. Такие деревья называли «мир», «мировое волнение», «небо», в чем можно усмотреть указание на «дерево мира» или «дерево жизни», которые были известны и почитаемы всеми народами мира. В Австрии настоящая рождественская елка обязательно должна быть увешана яблоками, свечами и пряниками красного цвета.
Это напоминает о германской богине вечной юности, а также о золотых яблоках Гесперид и о драгоценных камнях, которыми украшали «дерево жизни» в Японии (известен этот обычай и в древнем Вавилоне). «Дерево мира» пускает свои корни глубоко под землю, а кроной подпирает небо. Так, кстати сказать, можно интерпретировать знак Козерога. Главный праздник богини Атаргатис (Деркето, Атарате) в Пальмире (Сирия) был посвящен приближающемуся началу весны. Во дворе храма устанавливали несколько больших деревьев, привезенных из леса. На них подвешивали живых овец, коз и других маленьких животных, а также птиц, предметы одежды, золотые и серебряные украшения. Потом деревья вместе со всеми этими украшениями сжигали, а люди пели и водили хороводы. Праздник назывался «факельным».
Еще одним предшественником рождественского дерева был «раек» – ветвь, украшенная свечами, считавшаяся главным атрибутом «райских игр» средневековья. В Эрцгебирге (Германия) из дерева вырезали рождественскую пирамиду и украшали ее яблоками, еловыми ветками и свечами. Четыре грани означали элементы мироздания: огонь, земля, воздух и вода. В пирамиде подразумевалась еще одна грань: это невидимая простым глазом пятая стихия – эфир, на котором основана видимая реальность (квинтэссенция).
Любопытно отметить, что древние (им уже больше полутора тысяч лет) общины христиан в Индии – несторианцы и марониты – с рождественским деревом незнакомы.
Рождественская выпечка для знака Козерог
Обычно под Рождество пекут пряники в виде звезд, луны, круга, сердца, но наряду с этим мы обнаруживаем в Германии и Швейцарии выпечку в форме поросенка, оленя, барана, солнца. В день Святого Николая пекут сладкий хлеб, имеющий фигуру человечка. Этот хлеб называют «гретги» (от ушедшего из языка, но бывшего в употреблении еще в средние века глагола «greten» – раздвинуть ноги), потому что человечек вылепливается из теста с распростертыми руками и раздвинутыми ногами. В местности Бернбит и по сей день пьяного, который едва стоит на ногах, называют «гритти».
В Пфальце тоже пекли хлеб, напоминавший человеческую фигуру. Зимой изготавливали пирожные, по форме напоминавшие всадника или воина с копьем. Швейцарский кантон Ури известен большими караваями, чтобы хватило и на семью, и на домашних животных. Обычай давать животным двойную порцию корма перед Новым годом такой же древний, как и представление о том, что в рождественскую ночь животные говорят друг с другом и их можно подслушать. Бенедиктинский монах Алсро, живший в Праге, писал в начале XIV века о том, что христиане еще не полностью отказались от варварских языческих представлений, что они режут хлеб на ломти, чтобы ночью боги пришли в дом и отведали пищу вместе с людьми.
Еще одним ритуалом праздника было украшение рождественского пня, выпиленного из дуба (дерево Тора) или яблони. Рождественский пень поджигали в святую ночь, а обгоревший чурбан охранял дом от молнии, огня, чертей и града (Тор – бог погоды), помогал коровам произвести на свет теленка, защищал скот от недугов, а пшеницу от мучнистой росы. Считается, что рождественский чурбан изгоняет из дома вредных насекомых, а его зола и уголь дают плодородие почве. Обычай этот сохранился до середины XIX века в Германии, во Фландрии, Франции, в Англии, у южных славян, а в наши дни в Провансе, где существует даже присловье, которое крестьяне повторяют как заклинание, чтобы земля была плодородной.
В Скандинавии рождественский пень должен гореть всю ночь под Рождество, и люди следят, чтобы этот костер ни в коем случае не затух.
Праздник Юлия в народном календаре Козерога
Сохранилось немного описаний германского праздника Юлия. Судя по тем обрядам, которые были широко известны в средние века, можно понять, что он пользовался большой популярностью. В Швеции на стол подавали целого кабана или жареного петуха. Выпеченным хлебам придавалась форма этих животных, причем хлеб оставался нетронутым до дня Святого Кнута (13 января) и только тогда съедался, а крошки отдавались домашним животным.
Во многих домах над столом на ленте подвешивали «юлиеву дубинку», и если она, качаясь, коснулась чьего-то лба, тот должен был выпить за здоровье окружающих. Кабан, козел и петух всегда были наиболее популярными из жертвенных животных среди северных народов. В Англии пекли треугольный по форме хлеб.
В Исландии и по сей день сохранилось поверье, что в новогоднюю ночь мертвые приходят навестить живых. Этих «духов Юлия» надо встречать торжественно и с почестями. Им готовили отменную еду и стелили постель, а сами спали в прихожей на соломе. На следующее утро из березовых ветвей делали розги и подметали ими углы, чтобы прогнать духов. О сходных обычаях известно в Ирландии и России. В Тессине для домашних духов на стол клали хлеб и нож. А в Бельгии в ночь на 6 января не гасили свечи, выставляли угощение для усопших родственников, а несъеденное выбрасывали на улицу – «для ангелов». В Германии, чтобы отвести от дома козни злой фрау Перхты, на крышу выкладывали лапшу, а жилые помещения и скотный двор окуривали дымом.
Ритуалы на Сатурналии для Козерога
В шведских языческих календарях время посреди зимы звалось разгульным (сатурналии), в Оденбурге Рождество называют «вечером набитого живота». К началу XIII века его стали отмечать как праздник зарождающейся жизни и прибавления года, как ритуал плодородия. Начиная с 1530 года в Вюртемберге ежегодно торжественно забивали и поедали трехлетнего быка и трех откормленных свиней. При этом особую роль в церемонии играли кожа быка и голова одной из свиней, которые размещались посреди стола.
К этому празднику пекли три вида караваев (как ни вспомнить тут октябрьские скачки в Риме, где очень важную роль играли голова и хвост принесенной в жертву богам лошади, за обладание головой устраивали ристалища). В 640 году Нойонский епископ издает указ, чтобы в первые дни января никто не смел печь непотребные хлеба в виде телят, зайцев или других животных, нельзя было также лепить изображения богов из освященной муки и сладкого теста.
Римляне отмечали сатурналии в декабре. В последний день этого семидневного гулянья отбрасывались все сословные барьеры, господа прислуживали рабам. Все обменивались разными подношениями. Римские солдаты в гарнизонах выбирали себе царя. Его обряжали в пышные одежды, какие мог бы носить Сатурн. Этот свежеиспеченный повелитель царствовал целых тридцать дней, в течение которых он имел право отдавать любые приказы (и они выполнялись), давать волю страстям и вовсю наслаждаться жизнью (принц Карнавал). Но когда срок его правления кончался, солдатский царь поднимался на алтарь бога Сатурна, живой ипостасью которого он был в течение месяца, и приносил себя в жертву богу, перерезав горло кинжалом.
Похоже, что такие человеческие жертвы были известны во многих древних культурах. В королевстве Каликут в Западной Индии царя приносили в жертву богам после 12 лет правления, причем именно тогда, когда планета Юпитер стояла под знаком Рака. В скандинавских сагах также можно найти глухое упоминание о том, что шведские короли после девятилетнего царствования либо отдавали себя на заклание, либо находили человека, которого убивали вместо них.
Часто в наши дни происходит смена власти, и хотя она, слава Богу, в большинстве случаев обходится без пролития крови, следует сказать, что по сути своей мы недалеко ушли от варварских обычаев наших предков.
Почитание омелы
Не только древние германцы, но и греки, и римляне особенно чтили вечнозеленые растения, которые и в зимнее время представляют красочное и радующее душу зрелище. Растениям, которые сохранили свою зелень, несмотря на зиму, и бросили вызов смертной оцепенелости, приписывали особую жизненную силу. Недаром французское «этрен» (новогодний подарок) идет от латинского «стрена» – ветвь вечно молодого и вечнозеленого плюща.
У германцев и римлян немаловажную роль играла омела, верхушка которой, несмотря на опавшие листья, постоянно остается зеленой. Плиний Старший (24–79) писал, что жрецы древних германцев – друиды на шестой день (для них это была седьмая ночь) новолуния после зимнего солнцестояния собирались под дубом, на котором растет омела, и начинали готовиться к жертвенному празднику, во время которого одетые в белые одежды друиды вели к выбранному месту двух белых быков. Один из жрецов залезал на дерево и срезал золотым серпом омелу. Ей не давали упасть на землю, а ловили в белое полотенце. Затем читали молитву и закалывали обоих быков.
Юлий Цезарь тоже рассказывал о друидах. Он считал их жреческой кастой, стать членом которой было очень почетно. Некоторые юноши из патрицианских семей проходили двадцатилетний искус, прежде чем им разрешали стать друидами. В течение этого срока перед ними открывались сокровищницы всех знаний, которыми владело человечество. Цезарь повествует: «Им очень много рассказывают о созвездиях, о движении планет и звезд, о Вселенной и о земле, о сути вещей, о могуществе и деяниях бессмертных богов».
Из языческих представлений друидов христианство присвоило себе идеи о бессмертии души, о переселении душ и о возрождении после смерти. Омела и по сей день сохраняет свою таинственность.
В некоторых районах омелу называют «ведьминым веником» или «дьявольским помазком», считается, что она дает магическую силу против молнии, хворей и заговора. В швейцарском кантоне Ааргау и в наши дни ни в коем случае нельзя коснуться только что сорванной омелой пола. Сейчас снова во многих местах возобновился обычай украшать комнаты в рождественскую ночь ветками омелы. Если девушка сидит под такой веткой, ее разрешается целовать.
Крещенская ночь в народном календаре Козерога
Сейчас самая темная пора года, ведь ночь тянется целых шестнадцать часов, и демоны тьмы пользуются этим, чтобы овладеть душами и телами людей. По ночному небу проносится то дикое войско Одина, то визжащие ведьмы из свиты матушки Холле, то просто стая мертвецов. Двенадцатую ночь после Рождества называют особенно опасной, разбойничьей (ведь именно в течение 12 дней, как считали, солнце одинаково непродолжительно появляется на небе). В эту ночь рекомендовалось гадать, лить олово, чтобы по получившейся фигуре угадывать судьбу, предсказывали, какая погода выдастся на весь последующий год, а ракетами и фейерверками пугали демонов.
В Австрии в крещенскую ночь на улице можно было видеть одетые в белое и закутанные до бровей фигуры, причем в центре группы на белом коне мрачно восседал неразговорчивый всадник. Такие же молчаливые процессии появлялись и в ночь на Святого Стефана (26 декабря), причем одежда всадников изготавливалась из соломы или меха, на головы были надеты рога. В других местностях Германии всадник мчался на вороном жеребце по улицам, потом устремлял своего могучего коня в лес и выше в гору вдоль течения ручья (т. е. против естественного хода воды). Этот наездник – олицетворение демона, который пытается поставить все с ног на голову, будоражит юные умы, сбивает их с толку.
Одновременно с ним появляются ведьмы, одетые в свалявшиеся шкуры. Глаза горят углями из подземных пещер, на груди и спине у них горбы, нос крючком и длинные ногти. Ведьмы могут унести с собой непослушных детей, карают ленивых прядильщиц и придумывают гнусные козни для тех, кто пытается шумом прогнать их из города. Однако от этих ведьминых нашествий есть и польза. Там, где ночью пронеслись они, целый год будет лучше расти трава, а деревья принесут более сочные плоды.
В Швейцарии сейчас снова входит в моду обычай печь крещенский пирог, в который прячут либо маленькую фигурку, либо просто горошину. Того, кому она попадется в куске пирога, на следующий день избирают королем. В Германии такой обычай называют «избранием горохового короля». Отсюда и выражение «спеть гороховую песню», т. е. попрощаться. На самом деле «гороховая песня» – одна из самых старинных немецких народных песен, которую исполняли во время такого праздника.