Период Девы в народном календаре: с 24 августа по 24 сентября.
Характеристика фаз Девы в народном календаре
В фазе Девы все еще дает себя знать жара Льва, все вянет, сохнет. В растениях убывает сок, они теряют силу. Вновь перед нами алхимические превращения одной энергии в другую. Но в данном случае растение делает это не для себя, не для того, чтобы получить новые силы, как это было под знаком Тельца.
Если растения теряют соки, то человек – силу. Жизненная энергия убывает, снижается способность к оплодотворению, кровь пульсирует медленнее, скапливаются шлаки, которые раньше кровь без труда разгоняла за счет быстрого кровотока. На этом отрезке жизни надо следить и вести контроль за своим телом, чтобы подготовить его ко второй, менее бурной половине жизни. Ведь теперь энергия тратится не столько для построения и формирования организма, сколько для его поддержания. Поскольку рост уже не предвидится, более того, начинает сокращаться, то следует подумать о правильном и рациональном питании, чтобы не растерять накопленного.
Боги-покровители знака Дева
Под знаком девы отмечается день осеннего равноденствия. В этот день, по народному поверью, солнце начинает опускаться в царство тьмы, в гости к демонам и драконам. Колодцы и пещеры, как известно, – входы в подземное царство. В «Эдце» под корнями Ягдразила (мирового дерева) находится колодец вечного времени, в котором сидят три богини судьбы и вершат свой суд над людьми. Боги тоже собираются в этом колодце, когда им надо решить спорные вопросы. Липа считается деревом Майи или Хольды. Богиню эту называют покровительницей льноводства. Липа была для деревенской общины деревом мира и поминовения мертвых. Матушка Холле достает новорожденных из темного материнского лона на свет, она же возвращает души умерших в преисподнюю.
Боги-покровители - Меркурий и Гермес
Астрологическая традиция объединяет этот знак с принципом Меркурия/Гермеса. Кстати, в мифологии Гермес берет на себя исполнение законов, «изданных» Юпитером. Именно Гермес осуществлял «челночную» дипломатию между Деметрой и Плутоном, когда последний выкрал ее дочь Прозерпину.
Древние римляне отмечали в этот период праздник древнего бога вегетации Вортумна (13 августа), а также «виналии рустики» (19 августа), когда молили Юпитера пощадить зреющие кисти винограда и приносили жертвы богине мертвых Венере/Либитине.
Были еще сельскохозяйственные праздники: 21 августа, посвященный Опс – богине избытка и щедрости урожая, 25 августа, посвященный богу зерна Консу, который, по поверью, под землей восседает на алтаре, а между ними 23 августа отмечали «вулканалии», в честь земного и полуподземного бога Вулкана, которому посвящались цирковые игры, а на «арене Вулкана» римляне бросали только что выловленных из Тибра рыб в жертвенный огонь.
Праздники и ритуалы знака Дева
Земледелие, зерно были альфой и омегой самого существования древних, первоосновой их питания, поэтому понятно, что во всех мировых культурах богам (обычно богиням) зерна воздавались самые высокие почести. Это просматривается во многих обычаях, связанных с урожаем. В Шотландии из последних колосков вязали фигурку женщины, которую называли «старой бабкой», если урожай собирали после праздника Всех Святых, а если урожай собирали до того, то фигурку называли, напротив, «молодухой». В Польше вяжут фигуру «бабы» из колосьев, а жнец, который делает это, зовется «дедушкой». У древних жителей Перу существовал обычай, согласно которому они вклеивали зернышки кукурузы в богатую одежду, и женщину, которая носила этот наряд, называли «матерью-кукурузой». Таким же почитанием пользуется в большинстве областей Восточной Индии «мать риса».
Успение в народном календаре Девы
Почти до наших дней во многих местностях сохранился обычай в течение всего времени, пока идет уборка урожая, носить самую красивую одежду. В день Успения (15 августа) в церквах освящают сладко пахнущие травы, в один букет соединяют семь, девять, двенадцать и больше (число их точно задано и зафиксировано обычаем) различных растений. В городке Таннхайм, что стоит в излучине Дуная, растения клали на сковородку, которую ставили на угли. Душистый запах должен был изгнать злых духов отовсюду. Когда коров отгоняли на альпийские луга, на рога вешали веточки ели или можжевельника (вечнозеленые растения). Альпийские пастухи твердо верили, что духи гор не любят вида и запаха вечнозеленой хвои и прячутся от нее в горных пещерах.
Поэт Мартин Монтанус, родившийся в 1537 году в Страсбурге, рассказывает, что крестьяне, жившие в деревнях по Нижнему Рейну, когда валили лес, старались ни в коем случае не повредить кусты можжевельника. Да что там говорить, еще в прошлом веке столяры точили кубки из древесины можжевельника, поскольку в народе полагали, что если яд налит в такой кубок, то он обязательно опрокинется. Кучера вырезали рукоятку кнута из можжевельника и были твердо уверены, что таким образом оберегают своих лошадей от дурного глаза и что в них не вселится сатанинский дух. В Западной Пруссии в праздники на пол крошили кору можжевельника, а затем поджигали ее, чтобы дымом прогнать ведьм.
Праздник - ночь Святого Варфоломея
По народному поверью в это время яды теряют свою силу, на растения и зверя снисходит тройное благословение. Со дня Святого Варфоломея (24 августа), как утверждают рыбаки, рыба перестает расти в длину и только нагуливает тушу. Церкви, названные в честь Святого Варфоломея, нередко украшены конским волосом (след сказаний о Водане/Одине). В народных преданиях говорится, что в ночь на Святого Варфоломея по полям скачут таинственные всадники.
С полей свозят последние снопы. В местности близ Марбурга крестьяне подвешивали после этого к сараю деревянного петуха, который, как известно, слывет олицетворением бдительности. Изображение петуха на верхушке церковных колоколен, на гребень которого падают первые утренние лучи, находят уже с IX века. В Богемии выбирали девушку – «петушиную невесту», в Бадене исполняли «петушиный танец» и лучшему танцору вручали живого петуха. Петух – издревле домашнее животное, часто приносимое в жертву.
День Святого Ламберта в календаре Дев
Последним днем, когда разрешалось еще убирать урожай, был день Святого Ламберта (17 сентября). Этому святому обычно посвящали последний сноп позднее всех созревающего овса. Девушку, которая вязала этот сноп, укутывали в овсяную солому и, танцуя вокруг нее, постепенно освобождали от этой колючей накидки.
К этому времени повсеместно начинаются церковные праздники, ярмарки, собираются вместе пастухи и рыбаки. Отправляются в путь паломники, люди осуществляют переезды, затеваются различные игры. Нередко после сбора урожая семья отправляется посетить могилы родственников на кладбище (соблюдается обычай древних германцев) потому, что у крестьян появилось много свободного времени.
Праздник - день Святого Витуса
Во Франконии самым громким праздником года был день освящения церкви. Праздник продолжался несколько дней и сопровождался танцами, обильной едой и возлияниями. В Гейдельберге в следующее воскресенье после дня Святого Витуса, который считается покровителем местной церкви, свой день бурно отмечал цех перчаточников. Мастера ходили по улицам и водили за собой украшенного цветочными венками кастрированного барана (одно из популярных жертвенных животных). Потом все перчаточники собирались под самой большой липой в городе и произносили речи и тосты. Пили во славу липы (на болванку – макет кисти руки, вырезанную из липы, натягивалась перчатка) и глубоких колодцев матушки Холле, обсуждали местные новости.
Потом подвыпившие перчаточники танцевали вокруг липы, передавая друг другу букет цветов. Нельзя не упомянуть, что высоко, на суку дерева, укрепляли заряженное ружье, к курку которого тянулась бечевка. Бечевку поджигали, и человек, в руках которого находился букет, когда ружье делало выстрел, получал в подарок барана. В Вюртемберге также пытались получить барана, но здесь люди танцевали вокруг свечки, на верх которой клали монету. Танцевавшие передавали друг другу саблю. Человек, в руках которого она оказывалась, когда свечка сгорала и монета со звоном падала на землю, становился обладателем жертвенного барана.
Праздник виноделия в народном календаре Девы
Вместе с праздником урожая в Нижней Австрии свои праздники отмечают виноделы. Из дерева изготовляют трещотку, увенчанную вырезанной головой козы. Всю эту конструкцию обвешивают гроздьями светлого и черного винограда. О древних временах, когда всякий праздник непременно сопровождался принесением жертвы богам, напоминают лепешки, которым при изготовлении придают форму барана или козла.
Праздники - Эул и Рамадан
У евреев Дева соответствует месяцу элулу, во время которого Моисей сидел на горе Синай. И это период умиротворения и собирания с мыслями. Хотя строгий пост начнется только в первые десять дней последующего месяца тишри, но весь элул – время воздержания, ведь Моисей сидел на горе Синай и думал, а есть и пить ему было некогда и неохота. У мусульман в это время отмечают рамадан, и, согласно традиции, верующие получают Коран с его заповедями. Сначала рамадан считался месяцем прощения и сожаления (мусульманский календарь некогда совпадал с христианским), но с веками исламский календарь, основанный на лунных месяцах, сильно изменился.
Элевсинские мистерии в народном календаре Девы
В Греции 19 боедромиона (т. е. в сентябре) в течение 9 дней торжественно проходили великие Элевсинские мистерии, посвященные богине Деметре и ее дочери Персефоне. Ритуалу посвящения предшествовал девятидневный пост. Деметра – богиня зерна – соответствует римской богине Церере. Ее изображают с колосьями в руках и сплетенным из колосьев венком на голове. Заметим, что и христианская Мария нередко изображается в платье, украшенном колосьями. Дева, по имени которой названо созвездие, также не обходится без колосьев, самая яркая звезда этого созвездия – Спика (колос). В христианской мифологии колос – символ, который нередко приписывают Марии. Плащ, наброшенный на плечи Марии, ярко-синий, утканный звездами, сразу напоминает нам языческие божества. Три колоса также неотъемлемая часть изображения Святой Вальпурги. В качестве жертвы матери зерна или местному божеству нередко бросают через левое плечо три колоса, или три первых сорванных с ветки плода, или три ягоды.