Джабир придавал четырем числам, «известным» по гномону, большое значение, приравнивая их к качествам стихий у Эмпедокла (1, Огонь, горячий; 3, Земля, холодная; 5, Вода, сырая; 8. Воздух, сухой). Эти четыре числа стихий считаются краеугольным камнем Творения. Они, вместе с числом семнадцать (суммой этих чисел в магическом квадрате) и числом двадцать восемь (суммой чисел в гномоне), являют собой шесть ключевых магических чисел для управления Стихиями, используемыми Джабиром в его Теории равновесия, одном из самых важных вкладов Джабира в Искусство.
Джабир ибн Хайян - арабский алхимик
Помимо этого, Джабир принял китайскую концепцию о том, что Ртуть является душой металлов, и разработал серно-ртутную теорию, которую мы рассмотрим позже. А пока нам достаточно сказать, что они представляют собой скорее принципы, нежели одноименные элементы. Одна из причин использовать их в качестве шифров заключается в том, что эти два элемента объединяют, чтобы получить сульфид ртути или киноварь, которая нужна для особого пигмента ярко-красный цвета, традиционно ассоциирующегося в Китае с бессмертием и Философским камнем.
Спустя примерно четыре столетия работа Джабира стала краеугольным камнем западной алхимии. Джабир, известный на Западе под именем Гебер, написал много работ по алхимии, хотя большинство приписываемых ему работ были написаны его учениками и почитателями аж через семьсот лет после его смерти. В одной из работ самого Джабира мы находим первое упоминание об Изумрудной скрижали. В английском языке имя Гебер (Geber) даже стало нарицательным, превратившись в «gibberish» (тарабарщина). Это показывает, сколь сложными и загадочными казались людям его сочинения. После кончины Джабира в его лаборатории была обнаружена ступка из чистого золота весом около одного килограмма.
Мусульманские алхимики Разес и Авиценна
Среди других мусульманских алхимиков, чьи работы имеют неизбывное влияние, были аль-Рази и ибн Сина, известные на Западе как Разес и Авиценна соответственно.
Разес (ок. 860-925) был сыном купца из Рея в Персии. Он оставил жизнь музыканта, чтобы посвятить себя философии. Разес учился в Багдаде, откуда вернулся с научным складом мышления, нетерпимым к религиозным суевериям и фанатизму. Его сочинения не столь мистичны, как у Джабира, в них раскрывается его мощный интеллект. Он добавил к ртутно-серной теории Джабира соль, в качестве третьего принципа. Разес оставался авторитетной фигурой в европейских университетах вплоть до XVII века. Он написал около двадцати книг по алхимии и классифицировал большое количество веществ, аппаратов и процессов. Ему принадлежит известное утверждение: «Кто не знает химии, тот не заслуживает называться философом».
Еще один перс, Авиценна (980-1037), появился в Бухаре, старинном городе на Великом шелковом пути. Авиценна обладал поразительным умом. Превзойдя своих наставников еще в юношеском возрасте, он посвятил себя самостоятельному изучению лекарства. К семнадцати годам он стал лекарем принца и стал вести чрезвычайно яркую и плодотворную жизнь. Его массивный «Канон» принес ему титул Царя и сделал его авторитетным оракулом вплоть до эпохи Возрождения.
Его крупнейшим сочинением на тему алхимии стала книга, в которой он соглашается с Джабиром и Разесом в вопросе образования металлов, но выражает скептицизм по поводу трансмутации.
При всем своем блеске Авиценне не хватало определенной широты воззрений в контексте магии. Как и Разес, он был скорее ученым, чем провидцем.