Описанные Ливием криминально-развратные Вакханалии далеки от мощных, но формализованных трагедий, разыгрываемых в афинском городе Дионисия, и они еще дальше от торжественного, величественного и всецело почтенного духа Элевсинских мистерий, с которыми отождествлялся и Дионис.
Что такое Элевсинские мистерии
Мистерии Элевсина, города близ Афин, представляли собой величайший из известных мистических культов древнего мира и находились под непосредственным покровительством Афин. В наше время противоборства с традиционными верованиями и предрассудками заманчиво считать Элевсин филиалом афинского государства, эквивалентом Церкви в Священной Римской империи, поддерживающим жесткую ортодоксию, одобренную государством, но эти мистерии пережили множество потрясений и даже крахов государства за необычайно долгий период.
Преднамеренная мистификация - это, конечно, визитная карточка шарлатанов и деструктивных культов, но дело в том, что подробности о специфике внутренних обрядов Мистерий очень скудны. Поскольку люди, как известно, плохо умеют хранить секреты, мы можем с удивлением признать, что внутренние обряды величайшего из известных мистических культов древнего мира, Элевсинских мистерий, редко становились достоянием общественности или публично осквернялись несмотря на то, что в течение почти двух тысяч лет посвящение получили миллионы людей, от королев и императоров до нищих и рабов. Что могло дать культу такую власть?
Современные исследователи, знакомые с этноботаникой, предположили, что мощное магическое зелье может объяснить необычайно последовательную эффективность ритуалов на протяжении столетий, когда сменяющие друг друга империи поднимались и рассыпались в пыль. В пользу этой теории есть веские доводы.
Кикеон - магическое зелье
В Элевсине посвященные пили священный напиток кикеон. После психоделики 1960-х годов различные энтузиасты стали выдвигать предположение о том, что кикеон, возможно, обладал «энтеогенными» свойствами, как и снадобья в Чавин-де-Уантар. Некоторые из прославленных химиков, такие как Альберт Хофман и Александр Шульгин, пытались воспроизвести элевсинское зелье кикеон, используя различные виды волшебных грибов и другие ингредиенты, такие как спорынья, гриб-паразит, растущий на зернах злаковых, что имело смысл, поскольку мистерии вращались вокруг истории Деметры, богини зерна и ее дочери Коры, которая была унесена в Подземный мир. Зевс добился ее возволения, потому что в своем горе и ярости Деметра опустошала землю, но Кору обманом заставили вернуться в Подземный мир, где она остается Персефоной в течение четырех месяцев в году. Ее отсутствие соответствует зиме, а возвращение - весне.
Если спорынью проглотить в достаточном количестве, она вызывает эрготизм, широко известный как огонь святого Антония, страшную хворь, которая может вызвать бред и манию. Так спорынья стала нелицеприятным претендентом на роль элевсинского энтеогена.
Вместе с тем в Дионисийских мистериях было что-то настолько притягательное, что к VI веку до нашей эры они, по-видимому, были включены в культ в Элевсине; и именно Орфею, музыкальному магу, приписывают создание этого химического венчания. Возможно, использование вина Диониса помогло сделать элевсинское зелье более эффективным - в конце концов спирт является более эффективным растворителем, чем вода, для извлечения мощных алкалоидов из энтеогенных растений, или же Орфей, возможно, просто открыл секрет тирса, странного магического жезла, который почти всегда изображают в руках Диониса.
Тирс - магический жезл
Происхождение тирса древнее и загадочное. Этот посох традиционно представляет собой гигантский стебель фенхеля, увенчанный сосновой шишкой и перевязанный лентой. Осирис, египетский бог-царь, имеющий много общего с Дионисом, также носил тирс, который иногда был обвит змеями, как кадуцей Гермеса. Сосновая шишка всегда считалась фаллическим символом, но есть косвенные доказательства того, что она могла значить гораздо больше для таких адептов, как Орфей.