Что такое менгир

Речь идет о так называемых менгирах (от «men херъ», то есть «человек – стой!»), под которыми понимаются воткнутые в землю камни вытянутой формы.

Для чего нужны менгиры

В настоящее время обнаружены сотни менгиров, в основном на территории Европы и Азии. Анализ их внешнего вида (грубая обработка) и расположения (вдали от мест проживания людей) позволяет предположить только одно: они выполняли роль пограничных столбов.

Понятно, что колонны мегалитических комплексов, а также разнообразные идолы, которые устанавливались в местах жертвоприношений и молитв, к менгирам отнести нельзя.

Размышления о пограничном значении менгиров подтверждаются сюжетом русских народных сказок про витязя и камень, предостерегающий ехать прямо. На картине В. Васнецова, изображающей классический менгир, дословно написано: «Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному».

Известно, что художник детально изучал эпос при создании картины, что позволяет считать ее весьма правдоподобной. Обратите внимание на окружающую обстановку. Сразу видно – гиблое местечко.

Не исключено, что, кроме разного рода табу, запрещающих пересекать линии между менгирами, имелись и более действенные способы отпугивать человека. Для этого нужны были камни с особыми физическими свойствами, например, содержащие небольшую долю низкообогащенного урана, который, как известно, вызывает у человека чувство панического страха.

О чем молчат менгиры

В этой связи есть интересное упоминание древнеримского историка Публия Тацита, жившего на рубеже 1 го и 2 го веков н.э., о существовании между древними германцами и праславянами Восточной Европы незаселенной зоны «взаимной боязни». Существование такой зоны подтверждается археологическими данными, согласно которым, область между современными территориями ФРГ и Польши крайне бедна артефактами, датируемыми началом н.э.

Похожая ситуация наблюдается и на границе Испании и Франции.

Юг Франции и примыкающие к нему северные склоны Пиренеев чрезвычайно богаты памятниками пещерного искусства Homo Sapiens. В Европе нигде больше (включая соседнюю Испанию) такой концентрации древнейших поселений людей не наблюдается.

Удивительным выглядит то, что дальнейшее их расселение на юг будто искусственно сдерживалось невидимой границей, хотя территория Пиренейского полуострова была явно благоприятнее для жизни.

Понятно, что камни с подобными свойствами на дороге не валяются. Их нужно было где то добывать и готовить для дальнейшего использования. Предположительно, одним из таких мест были окрестности современного города Ванн, расположенного на французском полуострове Бретань.

Между Ванном и побережьем Бискайского залива можно обнаружить интересное геологическое образование, похожее на последствия сильнейшего ядерного удара, под названием «залив Морбиан».

Хотя французы и переводят это название как «маленькое море», высока вероятность древнеримского его происхождения от «morbi» («болезнь»).

В заливе Морбиан находится остров Гаврини, который какое то время назад был частью материка. При этом в документе, датированном 1202 г., название острова пишется как Guerg Enes, что имеет параллели с «gwery» на древнем галльском, означающем «работа».

На Гаврини обнаружено мегалитическое сооружение, возраст которого ученые оценивают в 5,5 тыс. лет. Назначение сооружения определить не удалось, поэтому его традиционно окрестили «гробницей».

Примечательно, что, согласно археологическим данным, примерно 5 тыс. лет назад использование загадочной постройки было прекращено, деревянная облицовка уничтожена огнем, а часть стен обрушилась, завалив вход. В последующем песчаные наносы превратили ее в обычный холм.

Но самое интересное, что в 25 км юго западнее Ванна и в 10 км западнее Гаврини расположен город Карнак, в пригороде которого находится крупнейшее в мире и самое старое в Европе скопление менгиров, возраст которых оценивается в 5 тыс. лет.

О назначении карнакских камней у ученых нет даже предположений. Мы же их выскажем.

Не будем сразу отвергать традиционную версию о том, что это место массового захоронения. Остатки скелетов под менгирами, правда, не обнаружены, но в данной местности очень высокая кислотность почвы, которая могла полностью разрушить останки.

И все же, с учетом того что в древности людей хоронили вместе с какими то предметами – топорами, украшениями и т.п., версия кладбища выглядит маловероятной.

Тогда что это?

Менгиры или фабрика по продаже мегалитов

Вспомним, что рядом – на Гаврини – в этот же исторический период (5 тыс. лет назад) работала фабрика, которая производила нечто столь важное. Может, эта фабрика как раз и была тем местом, где выпускались менгиры с особыми свойствами? Затем камни доставлялись в Карнак, чтобы отправиться после в различные части Евразии в качестве пограничных столбов.

В этой связи вывод о назначении целого поля вертикально установленных камней, в общем то, сам напрашивается. Это был попросту склад.

Помните, вдоль дорог в пригородах всегда можно встретить торговые точки для дачи, в которых выставлены разнообразные ландшафтные скульптуры по принципу «товар лицом»? По крайней мере сейчас, карнакские камни выглядят именно так.

Все это было бы несерьезно, если не одно «но».

По самым современным оценкам ученых, подводные «пирамиды» Йонагуни (Япония) – это фабрика по производству мегалитов возрастом более 10 тыс. лет.

А если есть фабрика, то должны быть и склады, и магазины, если, конечно, не отрицать слету саму возможность существования между древними цивилизациями товарных отношений.

Можно ли назвать истуканов Моаи менгирами

Развивая данную тему, можно сделать предположение и относительно фигур моаи, что на о. Пасхи. Уж больно вся эта история опять похожа на предприятие по производству менгиров. Заметим, что полный комплект моаи предусматривал еще вставные глаза и некоторые дополнительные элементы, которые придавали статуе весьма устрашающий вид.

Если это изображение божества, которому поклонялись туземцы, то оно должно было вызывать разные чувства. Не только преклонение и трепет, но и надежду на благосклонность высших сил, без которой не обойтись, например, для сбора хорошего урожая. Однако все 888 сохранившихся идолов вселяют лишь страх.

Отсюда возникает резонный вопрос. Не кажется ли вам странным, что аборигены Пасхи несколько сотен лет вырубали изображение одного и того же культового персонажа только затем, чтобы увидеть его гнев?

Неужели все население острова имело серьезные проблемы, хронически пребывая в состоянии самоедства и фрустрации?

Также стоит обратить внимание и на общее впечатление от каменных истуканов. Даже современный человек может почувствовать себя рядом с ними неуютно.

Если прообразом моаи был человек (вождь, жрец), это лишний раз говорит в пользу того, что идолы не являлись предметом культа, а выпускались «на конвейере по чертежу» для совершенно других целей.

Примечательно, что практически все каменные исполины установлены по периметру острова, как бы демонстрируя товар приезжающим сюда «клиентам».

Поскольку моаи так и остались на острове, можно сделать вывод, что столь креативный подход к менгирам покупатели не оценили и дело прогорело… Сильное, конечно, предположение, поэтому оставим его в стороне как лирическое отступление.

Отметим, что пригород французского Карнака – не единственное скопление менгиров. Похожее место имеется в Армении под названием Караундж (или Зорац Карер).

Как видим, между камнями Карнака и Караунджа много общего. Но еще более интересным является сходство названий «Карнак», «Караундж» и «Карер», в котором узнается слово «карьер». Смотрим этимологический словарь М. Фасмера и обнаруживаем, что оно произошло от французского «carrière» – «каменоломня». Не правда ли, удивительное совпадение?

Лондонский камень

Одной из достопримечательностей Лондона является так называемый «лондонский камень», который известен минимум с 10 века. По легенде, если он будет уничтожен, Лондон погрузится под воду.

В Средние века камень был очень почитаем. Этот удивительный артефакт оставил след и в творчестве У. Шекспира. Так, в пьесе «Генрих VI» есть такие слова: «Теперь Мортимер – хозяин этого города. И здесь, сидя на лондонском камне, я повелеваю и приказываю, чтоб в первый год нашего царствования на счет города из всех городских фонтанов било одно только красное вино. И отныне будет изменником тот, кто назовет меня иначе, как лордом Мортимером».

Вертикальные камни испокон веков устанавливались на могилы, символизируя тем самым границу между миром живых и миром мертвых. Не исключено также, что слово «амен», которое произносится в конце молитв, произошло от «камень», потеряв первую букву «к».

logo



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.