Изображение и особенности восприятия кошек в христианской вере

Египтяне считали домашнюю кошку священным животным, требующим особого обращения, в тевтонском фольклоре она предстает спутницей богов.

Тайны происхождения домашних кошек

Считается, что египтяне отказывались вывозить из страны своих божественных гладкошерстных кошек и что в Северной Европе своя, местная кошка была одомашнена сравнительно поздно. Отсюда следует, что кошка, являвшаяся у германских племен священным животным богини Фрейи, практически наверняка была дикой.

Фрейя изображается на колеснице, влекомой двумя прекрасными рысями. Эта богиня, чье имя отражено в названии пятого дня недели («Friday» — день Фригг, или Фрейи), была покровительницей женщин, а ее день считался благоприятным для брака. Возможно, тут не обошлось без ассоциаций с находившимися в ее ведении урожаем и плодородием.

Кошки Фрейи в христианстве

Христианская церковь превратила Фрейю в демона, а посвященную ей пятницу — день распятия и смерти Христа — сделала излюбленным днем мерзких ведьмовских шабашей. В образе едущей на кошках Фрейи заметны отголоски древней лунарной тройственности (характерной для Дианы классической эпохи), так как в одном из своих аспектов, как Хель (иногда Хольда), она была владычицей темного подземного царства, а в другом как Холле — богиней домашних ремесел и, следовательно, имела связь и с земледелием.

Тройная природа богини экзотерически отражена в трех кошках, влекущих ее колесницу, ибо кошка есть единовременно богиня тьмы, солнечного света и домашнего очага.

Об эзотерической природе тройной богини весьма оригинально писал еще Адам Маклин. Ясно, что тройственность богини, как и тройственность человека, в вырождащейся форме сохранившаяся в средневековом оккультном подразделении на разум, эмоции и тело, связана с культом кошки.

Фрейя на кошачьей колеснице и римская Диана, египетская Исида и греческая Артемида, которые впоследствии стали ассоциироваться с Девой Марией, все еще включавшей в свой символизм образ кошки, — лишь некоторые из многих тройственных богинь неба, земли и преисподней.

Загадки кошачьей истории

Одна из величайших загадок кошачьей истории связана с тем фактом, что домашняя кошка, как до сих пор считается, была привезена в Северную Европу не ранее XI—XII веков, но тем не менее изображения кошек, явно одомашненных, обнаруживаются на кельтских книжных миниатюрах уже в VIII—IX веках, а также на основании по меньшей мере одного из известнейших каменных кельтских крестов.

Выходит, что домашняя кошка оказалась в Северной Европе значительно раньше, чем мы думали. Гладкошерстная египетская кошка была завезена в Ирландию, но, как и новое для этих земель христианство, одновременно с которым явилась эта «белая» кошка, так и не смогла вытеснить черную кошку ирландских сказаний о прежних временах и о доблести королей прошлого.

Великолепное мозаичное изображение кошки до сих пор можно видеть в римских Помпеях, и это со всей очевидностью домашняя кошка. Помпеи были разрушены (и увековечены) потоком вулканической лавы в 96 году н.э., в то время, когда христиане, возможно, уже распространили свою деятельность на этот город. Потому с нашей стороны не будет слишком смело предположить, что между этой мозаичной кошкой и ее соплеменницами в раннехристианском искусстве Ирландии существует прямая связь. Весьма вероятно, что домашняя кошка была привезена в Ирландию монахами, путешествовавшими на север с IV века и основывавшими монастыри на Британских островах.

Это могло бы послужить ответом на вопрос, откуда взялся глубоко христианский образ кошек, мирно сидящих в компании мышек, на одной из страниц удивительнейшей Книги из Келлса. В высшей степени мирные кошки здесь — не просто декоративный элемент; эта мелкая деталь, как, впрочем, и все остальные, символизирует нечто связанное с христианской верой.

Кошки в таком случае олицетворяют Страшный суд, ожидающий таких людей. Что же, они — демоны? Едва ли. Если бы художник намеревался изобразить их прислужниками дьявола, он сделал бы их куда более ужасными или снабдил бы некими явными атрибутами демонической натуры. Кто бы ни нарисовал этих кошек-стражей, он явно был любителем всего кошачьего рода, сведущим в сокровенной его природе. Но можно посмотреть на это изображение и под другим углом зрения: традиционные враги пребывают в гармонии. Когда послание христианства будет верно понято и принято, даже лев и агнец возлягут в мире рядом друг с другом.

logo



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.