Выдающийся художник XVI века Ганс Бальдунг Гриен создал массу рисунков и гравюр с ведьмами во всяких сладострастных позах, а также занятыми полетами или приготовлением зелий и притираний. Очень важно, что на самых значительных из этих картинок на первом плане фигурирует кошка — видимо, в качестве стандартного символа ведовства.
Появление кошки в изобразительном искусстве
Присутствие кошки в композиции, основной темой которой является колдовство, возможно, коренится в вере, что колдуны и ведьмы поклоняются дьяволу в образе черного кота, а возможно, и указывает на гораздо более древний символический пласт. Аристотель считал кошек женского пола чрезвычайно развратными, отчего этого зверька иногда использовали как символ склонности к распутству. И от гравюр Бальдунга Гриена тоже остается ощущение, что больше всего его интересует именно сексуальный, а вовсе не магический аспект деятельности ведьм: его дамы и старухи обычно обнажены и делают весьма экспрессивные или чувственные жесты. А это опять же напоминает нам, что в Средневековье слово «кошка» на сленге означало проститутку.
Графика из луврского и венского собраний, датируемые 1514 годом, с переменным успехом копировалась другими художниками круга Бальдунга Гриена, но каждый раз кошка занимала центральное место в этих непристойных компаниях. Сказанное относится и к великолепной двухцветной гравюре по дереву 1510 года; те же сюжеты — ведьма, летящая по воздуху сидя задом наперед верхом на козле, еще более характерный с голыми старухами, варящими жуткие зелья на фоне пустынных пейзажей, — разрабатывал и Дюрер. Кошка-фамильяр в правой части композиции совершенно очевидно поворачивается спиной к происходящему. В Кольбурге хранится прорисовка ведьмовского сюжета Бальдунга: к обнаженной женщине приближается ведьма; рядом с расположившейся на кушетке дамой сидит кошка весьма бесовского вида, но в сравнении с жуткой тварью, которую мы видим на рисунке пером 1515 года, хранящемся в Безансонской библиотеке, это, можно сказать, просто милая степенная киска.
На одной весьма любопытной «адаптации» сюжета Бальдунга изображен кагал голых ведьм, натирающихся летучими зельями перед тем, как отправиться на шабаш, — тоже с кошкой на первом плане. Кошка при этом читает книгу. Традиционно аллегория толкуется так, что это сам дьявол, читающий гримуар по черной магии. Однако у миниатюры есть и более глубокий смысл, судя по всему, ускользнувший от прозорливого ока историков и искусствоведов. Книга перевернута вверх тормашками: судить об этом мы можем по единственному различимому знаку на странице, который, собственно, и перевернут. Знак этот сам по себе чрезвычайно интересен, так как представляет собой сигил демона Оха, одного из семи главных демонов, связанного к тому же с солнцем. Ох — демонический дух Солнца, фигурирующий во многих источниках по демонологии. Ведьмовская кошка, тысячелетиями ассоциирующаяся с луной, созерцает, таким образом, перевернутый символ солнечного демона: такой символ ни за что не пропустил бы современник Гриена, но сегодня его и вправду легко проглядеть. На тех картинках, где демонов нет, символы солнца и луны обычно помещают в верхней части композиции (например, над головой распятого Христа), ноесли основной темой изображения являются силы зла, будет весьма остроумно расположить их в самом низу и, более того, облеченными в демоническую форму.
Ведьма, демонический козел и кошка
Вскоре после Гриена французский судья и эксперт по колдовству Боден опубликовал свою кошмарную «Демономанию» (1580). Большинство его мстительных и незрелых обвинений, адресованных ведьмам, очень стары, однако у автора есть очевидная привычка писать так, словно он сам был свидетелем описываемого и лично производил дознания. Он ни на мгновение не сомневается, что ведьмы летают по воздуху, якшаются с инкубами и варят зелья.
Скульптурную панель из Лионского собора обычно толкуют как ведьму верхом на человеке, которого она превратила в козла; существо, которым она размахивает над козлиной головой, — со всей очевидностью, кошка. Вся компания, видимо, направляется на шабаш. Однако доказательств в пользу такой интерпретации мало. Можно быть уверенным, что нагая женщина и вправду ведьма, а человеко-козел, на котором она едет, вероятно, сам дьявол, но вот относительно зверя в ее руке возникают определенные сомнения. Если группа датируется XIV веком, как считают некоторые специалисты, весьма маловероятно, что ее действующие лица направляются на шабаш, так как даже в литературе по ведовству это понятие тогда не было разработано.
В Средние века астролог Чекко д'Асколи, сожженный во Флоренции в 1327 году дал великим демонам-управителям четырех сторон света следующие имена: Ориенс, Амаймон, Паймон и Эгим. Природа их столь высока и благородна, что прежде заклинания им нужно совершить подношение. Если нет ни того ни другого, единственным животным, достойным этого, будет кошка.