Не следует забывать, что на протяжении Средних веков кошка заработала себе столь дурную репутацию, что художники того времени с большой неохотой изображали ее символом чего-либо иного, кроме зла. Такое отношение стало неотъемлемой частью мифологии всего средневекового периода, так как даже в масштабных перечнях, включающих сотни разных животных и фантастических созданий, кошка фигурирует весьма редко.
У кошек дурная слава...
Пример — сохранившиеся с эпохи Возрождения своды длинного коридора, окаймляющего основную экспозицию Уффици по стороне Арно. В XVI веке они были расписаны изображениями сотен зверей, птиц, насекомых, легендарных чудищ и прочих гротескных существ, иногда объединенных тематически в соответствии с требованиями астрологии, алхимии и эзотерической мифологии. Так вот, на этом потолке нет ни единого изображения домашней кошки. Лишь на одной композиции, где в центре представлен сюжет о явлении Юпитера в виде золотого дождя, присутствует животное, которое, в принципе, могло бы оказаться демонической кошкой, но и оно лишь демонстрирует то упорство, с каким традиция позднего Средневековья связывала нашу домашнюю киску исключительно со злом.
Значение льва в алхимии
Зато Лев использовался в алхимии, можно сказать, чрезмерно. Знаменитейшими и наиболее часто встречающимися алхимическими образами были Зеленый Лев и Алый Лев. Пример тому — один из самых известных алхимических текстов XVI века «Rosarium Philosophorum» (1550). Эти цветные львы обозначали важные стадии процесса производства из грубой материи Философского Камня, который и был главным предметом и конечной целью этого великого искусства.
Мы не станем вдаваться в рассуждения о том, что означали эти символические львы, так как для этого пришлось бы подробно проанализировать весь «Розариум». Однако не помешает заметить, что источник этот содержит великое множество пленительных образов львов и среди них — льва, проглатывающего или, наоборот, изрыгающего солнце.
Лев фигурирует и во многих более ранних алхимических текстах, причем в иных символических обличьях. Одна из причин тому — тесная связь алхимического символизма с астрологией. Белый и алый львы на загадочной иллюстрации к алхимическому труду Лэмспринка олицетворяют дух и душу, символами которых — как в алхимии, так и в астрологии — часто выступают солнце и луна.
Связь между львом и солнцем
Параллель между львом и солнцем уходит корнями в древнюю оккультную традицию, всегда рассматривавшую льва как символ зодиакального знака с тем же названием, непосредственно управляемого Солнцем. С точки зрения кошачьей мудрости это представляет огромный интерес: если лев неразрывно связан с дневным светилом, то его меньшая сестра, кошка, так же неразрывно связана с ночным. В оккультных понятиях кошка — это своего рода душа (anima), а лев — дух (spiritus).
Астрологическая связь льва с солнцем нашла выражение в оккультных символах, которыми была пронизана вся художественная культура эпохи Возрождения. Так, в центре зодиакального декора фонтана на пьяцца Синьориа во Флоренции красуется львиная голова, которую ни в коем случае не следует путать с целым львом, символизирующим пятый знак зодиака. В данном случае представлен именно лев Солнца, пребывающего в центре космоса: вокруг него вращаются двенадцать знаков зодиака. Недалеко от Синьории изгибается виа Торта, где ранее располагался римский амфитеатр. Парадный вход в дом номер четырнадцать по этой улице охраняет пара кошачьих голов, обрамляющих величественный портал. Вероятно, они изображают львиц.
У образа львицы-привратницы весьма древняя история: одна из них охраняла циклопические врата Микен, что на Пелопоннесе. Можно не сомневаться, что в качестве стражей входа эти звери были взяты именно благодаря их связи с солнцем, так как оккультисты всегда считали это животворное небесное светило наилучшим амулетом против всякого зла. Важную роль Солнца (и связанного с ним льва) во флорентийском символизме подчеркивает тот любопытный факт, что оба главных европейских мраморных зодиака, дошедших до нас от Средних веков, находятся во Флоренции: один — в баптистерии святого Иоанна, а другой — в Сан-Миниато-аль-Монте, на холме, сразу за старыми городскими воротами. В центре каждого из двух этих зодиакальных кругов изображен символ солнца. Снова и снова и в оккультизме, и в христианском символизме Солнце выступает как образ сил добра, а Луна — как планета зла, ассоциирующаяся с демонами.
В символическом искусстве перепутать льва с кошкой проще простого. В своей книге об архетипической кошке Патрисия Дейл-Грин высказывает предположение, что на навершии креста из Кирк-Браддана две кошки держат человеческое лицо. В связи с этим изображением она приводит цитату из Плутарха, утверждающего, что человеческая голова между двух кошек символизирует смену лунных фаз, регулируемую мудростью и пониманием. Но на самом деле эти животные — не кошки, а львы, так что перед нами — традиционное изображение пророка Даниила во львином рве, и Плутарх здесь совершенно ни при чем.
Значение льва в символизме Средневековья
В средневековом символизме значение льва может меняться в зависимости от контекста и даже местности. В регионе влияния Венеции изображение льва почти всегда имеет отношение к геральдической эмблеме Владычицы морей. Часто — как, например, в Падуе — венецианский лев обращен к восходящему солнцу, на восток, откуда пришла большая часть богатства, возвеличившего этот город.
Практически во всех областях лев служит также символом святого Марка (покровителя Венеции), но при этом все равно ведет происхождение от соответствующего зодиакального созвездия, ассоциировавшегося с этим животным и у египтян, и у вавилонян. Иногда, впрочем, лев приходит непосредственно из сказок или местных легенд, как, допустим, тот, что украшает капитель колонны над одними из самых поразительных в Европе зодиакальных часов в палаццо Раджионе в Бергамо.
Этот лев (XIII век) не имеет никакого отношения к зодиаку: он изображает сцену из сказки. Но поскольку в эзотерической образной системе лев практически неизбежно связан с солнцем.
Ввиду всего этого для вас не будет неожиданностью, что лев в тех или иных обличьях постоянно фигурирует в алхимических текстах, особенно если адепты этого искусства ведут речь о двенадцати алхимических процессах, соответствующих двенадцати знакам зодиака. Средневековый символизм льва, таким образом, оказался включен в символизм алхимический.
Лев как аллегория добродетели вошел и в традицию Таро как карта Сила, однако чаще всего он служил все же символом стихии огня. Представителями четырех стихий обычно выступают четыре фиксированных знака зодиака: Дев, Скорпион, Водолей и Телец. Их символизировали соответственно лев, орел, человек и бык, в каковом виде стихии и фигурировали в сотнях источников на всем протяжении истории герметизма и алхимии. Кроме того, вследствие той же ассоциации со стихией огня лев иногда обозначал холерический (то есть огненного типа) темперамент. Очаровательный пример символизма такого рода — иллюстрация к «Часослову» Симона Востра (1502), где лев (слева в верху) представляет огненный темперамент, а обезьяна (справа вверху) — воздушный или сангвинический.
Сходство льва и кошки
В алхимических источниках льва часто изображали очень похожим на обычную кошку. И причиной тому был вовсе не недостаток способностей у художника или гравера. Алхимики просто хотели подчеркнуть тот факт, что кошка, как и лев, связана в этом тайном искусстве с процессом нагревания. В конце концов, Сехмет у египтян (которым, как говорят, мы и обязаны зарождением алхимической традиции) была среди прочего и богиней солнечного огня.
Очень интересный лев-кот изображен слева от гептаграммы на титульном листе одного из самых влиятельных алхимических текстов XVII века — De Lapide Philosophico Лэмспринка, который мы уже упоминали выше в связи с алхимическим символизмом льва. Голова этого животного выглядывает из пещеры на склоне холма, на котором сидит солярный король. Указывающий на него луч центральной семилучевой звезды несет цифру 2 и знак Юпитера. Этот кот пришел из очевидной «львино-кошачьей» иконографической традиции, но само его присутствие в столь значимой оккультной схеме заслуживает отдельного комментария.
Ниже расположен дракон, изрыгающий пламя, выше — король с солярным нимбом вокруг головы, а еще выше — рука с факелом. Саламандра и солнце не оставляют сомнений в том, что это солнечная или огненная половина человеческой природы.
Сам человек схематично изображен в виде перевернутого треугольника о двух ногах, одна из которых стоит на водах лунной стороны диаграммы, а другая — на земле солнечной. Внутренняя структура человека символически представлена перевернутым треугольником, чьи вершины помечены словами «», «spiritus» и « corpus» — латинскими названиями души, духа и тела, принятыми в алхимии; они же обозначают современные оккультные концепции «мысли», «чувства» и «воли». В центре треугольника располагается человеческое лицо, испускающее семь планетарных лучей, каждый из которых связан с тем или иным алхимическим процессом. Каково же значение кошачьей головы в контексте всего этого любопытнейшего символического ряда?
Кот появляется из земли, что само по себе имеет некий тайный смысл. Из земли же выходит дракон. Можно предположить, что за этим стоит идея о связи как дракона, так и кошки с той сферой, которую мы ныне назвали бы «бессознательным», с теми элементами человеческой натуры, которые скрыты от света разума.
Пламя дракона ужасно, в то время как языки, окружающие кошачью голову, скорее всего, просто изображают львиную гриву. Каково бы ни было их происхождение, они не так страшны, как огонь, изрыгаемый драконом, и исходят не изнутри тела животного, а, по всей видимости, лишь окаймляют его. У короля они трансформируются в нимб, то есть переходят на внешний план и свидетельствуют о его духовной силе. Сверху находится факел, дарящий миру свет, а огонь саламандры носит уже духовный характер, ибо саламандра обитает в сокровенном, тайном огне и поэтому обычно скрыта от физического зрения людей.
Эта последовательность огненных символов представляет развитие идеи от внутреннего пламени бессознательного дракона до тайного и трансмутированного духовного огня саламандры. Алхимия сама по себе есть спиритуализация, одухотворение качеств и приручение внутреннего дракона. Кошка обозначает вторую стадию этого процесса, а ее голова, окруженная огненной гривой, говорит весьма о многом в человеческой природе. Кошка — одно из немногих созданий, одомашненных человеком; в неприрученном виде она остается львом.
Трансформация эта происходит благодаря человеческой любви, так что в целом последовательность можно трактовать следующим образом: прежде чем могучие силы дракона подчинятся сознательному намерению и станут служить внутреннему развитию, дракон должен быть преображен любовью. Одно из основных значений этого графического ребуса в том, что тайна алхимического искусства заключена в любви. И в свете этого образ алхимического льва, глотающего солнце, следует понимать как глубокий символ связи между диким драконом и кошкой, которая обитает незамеченной внутри каждого из нас.