Кошки или чудовищные демоны-фамильяры

У южноамериканских индейцев кечуа есть чрезвычайно могущественный злой дух в образе кошки по имени Ккоа, небольшой размер которой (говорят, в длину он всего два фута плюс еще фут хвоста) способен ввести в заблуждение относительно ужасной природы этого существа. Глаза у Ккоа светятся, а из зрачков и ушей постоянно сыплется град. Знахари кечуа черпают от этого духа силу, а сам он, говорят, работает на еще более масштабную злую сущность.

Черные кошки в ритуале Тайгерм

Ккоа напомнил мне о легендарном коте старой Ирландии — короле кошек по имени Ирушкан. Возможно, между этим ирландским котом и демоническими кошками ритуала Тайгерм (или Тайгайрм) Шотландских Гебридов имеется некая связь. Историк Беда Достопочтенный рассказывает об острове Льюис, где нет людей, деревьев и прочих растений, служившем издревле местом встреч злых духов до тех пор, пока их не изгнал оттуда монах Кудбрехт. Есть, впрочем, сомнения в том, что экзорцизм был завершен должным образом, так как остров упорно фигурирует в историях о колдовстве (особенно каменный круг в Калланише), а в архивах хранятся записи о том, что еще в XVIII веке там проводились подношения дьявольских кошек.

Само название этого ритуала — «Тайгерм» — возможно, связано с гэльским словом «Taghairmе», означающим призрака, видение или по аналогии несчастное животное. Гэльский дериватив примерно означает второе зрение. Вторая часть слова происходит, видимо, от «дайт» — зов, вызов.

Такая связь между ритуалом и верой во второе зрение и объясняет саму практику приношения кошек, бытовавшую на Западных островах, поскольку после Тайгерма проведший его маг мог потребовать у вызванных демонов наделить его даром второго зрения. Этот обряд длился до четырех дней и ночей и начинался в полночь пятницы, дня, посвященного Фрейе. Отобранные для него кошки посвящались дьяволу, а затем одна за другой поджаривались на вертелах над большим костром. Считалось, что через некоторое время непрекращающихся пыток адские духи являлись в образе кошек же и присоединялись к вою животных. В конце концов появлялся гигантский царь-кот. Говорят, этот кошмарный ритуал проводился в указанном регионе вплоть до середины XVI века, когда некто Алан Маклин в Малле и вправду обрел второе зрение.

Кошки в римской и греческой мифологии

Уже знаем, что кошка поздней демонологии была некогда египетской богиней Сехмет или Бастет, чей частично кошачий облик нашел отражение в образах демонов Флауроса и Габорима. Именно этим фактом и объясняются многие элементы колдовской образности, в противном случае показавшиеся бы странными и безосновательными. Впрочем, далеко не все историки возводят происхождение «падшей кошки» к египетскому пантеону; они утверждают, что в римской и греческой мифологии вполне достаточно кошачьих образов, которые и ответственны за позднейшие ассоциации этого животного с колдовством и прочей дьявольщиной.

В римские времена богиню свободы изображали с чашей в одной руке, сломанным скипетром — в другой и с кошкой, лежащей у ног. Этот символ часто интерпретируют в том ключе, что кошка известна своим свободолюбием, но возможно и другое, не менее естественное толкование: она может символизировать низшую природу, склоняющуюся перед Свободой, точно так же как впоследствии в изобразительном искусстве Средневековья и Ренессанса демоны склонялись перед Христом и его святыми. Когда античных богов свергли с пьедесталов и переквалифицировали в демонов, их слуги разделили судьбу хозяев. Та, что некогда была священным животным, спутницей Исиды, царицы ночи, превратилась в чудовищного демона-фамильяра, приспешника владычицы тьмы.

Некоторые исследователи объясняют связь между кошками и ведьмами классическим мифом о Таланте, или Галантин, служанке, помогавшей Алкмене произвести на свет Геракла. Превращенная волей разгневанной Геры в кошку, она стала потом жрицей лунной богини Гекаты. Однако не во всех вариантах мифа Таланту превращают в кошку. У Овидия она стала ящерицей, а в еще одной, не менее популярной версии — лаской, а про связь ласки и кошки в представлениях римлян мы с вами уже говорили.

У самого феномена ведьмовского фамильяра весьма любопытная история; честный кошачий род уже давно скомпрометирован лживыми наветами. Согласно популярным источникам по колдовству, настоящий фамильяр — это замаскированный демон, которого дьявол дарит каждой ведьме, посещающей шабаш и присоединяющийся к его нечестивой компании. Этих фамильяров иногда называли еще бесами. Некоторые из них оставались невидимыми для всех, кроме своих хозяек, другие же щеголяли в том или ином обличье, скрывавшем их истинную природу. Если пристрастным и жалким материалам судов над ведьмами хоть в чем-то можно верить, самыми популярными личинами у дареных демонов такого рода были кошки и лягушки. В результате сформировалось каноническое изображение ведьмы, летящей на метле или верхом на демоне, рядом с которым чаще всего летит кошка-фамильяр. Независимо от того, носят ли такие изображения непристойный или юмористический характер, в них почти всегда присутствует бес-спутник — и на полных горькой иронии офортах Гойи, и на детских картинках Артура Рэкхема.

logo



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.