В дождевых тропических лесах на западе Нигерии в XII–XIV вв. пышным цветом расцвело самобытное искусство. Развитая культура с обожествляемыми царями во главе оставила нам великолепную глиняную и бронзовую скульптуру.
Как выглядит Ифе сегодня?
В благовейной тишине жрец быстро перекидывает между ладонями ритуальные пальмовые орехи. Потом он читает одну из 4096 «од» – известных ему наизусть священных поэм. Стихи дают ответы на вопросы, с которыми люди пришли к прорицателю. Кого выбрать вождем? Кто из множества богов стоит за несчастьями, принесенными их проказливым вестником Эту? Чего ждать от будущего?
С улиц доносятся резкие автомобильные гудки, шум моторов, грохот грузовиков – обычный «саундтрек» оживленного современного города. Мы в Ифе. Здесь, как, вероятно, больше нигде в Африке, суета нашего времени уживается с магией далекого прошлого.
Современный Ифе, университетский город с населением около 300 000 человек и экономикой, основанной на производстве пальмового масла, какао и других продуктов, вырос на землях, заселенных народом йоруба как минимум с VIII в. С XII в. здесь был город-государство, а сейчас – религиозный центр 25 с лишним миллионов йоруба – место, «где их боги спустились с небес, чтобы создать этот мир».
Остатки древнего Ифе
Руины древнего Ифе погребены под шумным современным городом, что сильно затрудняет раскопки. Более того, сезонные колебания влажности, почвенные условия и деятельность термитов ведут здесь к быстрому разрушению органики, в частности дерева и костей. Тем не менее, о жизни древнего Ифе кое-что известно.
Город был окружен земляными валами и рвами. Дороги вели в него через деревянные ворота, некоторые из них для надежности делались очень узкими и дублировались внутренними створками за «шлюзовой камерой». Люди могли проникать в нее только по одному, становясь легкой мишенью для стражи. В Ифе знали, что такое вражеские нападения.
Главным занятием населения, как и сейчас, было растениеводство. Разводили ямс, маниок, перец, колу, масличную пальму. Горожане жили семейными «кварталами» из глинобитных хижин, крытых пальмовыми листьями, с общим внутренним двором. Окон не было, однако кровля свешивалась далеко за стены, создавая опиравшуюся на деревянные столбы веранду. Готовили на центральном дворе и круглодонных котлах, поставленных на три камня, или в глиняных печах-тандырах. Дворы и переулки мостили кварцевой галькой или черепками.
Нередко дорожное покрытие современного Ифе так изнашивается, что обнажаются эти древние мостовые. Они дают поверхность с отличным сцеплением в любую погоду и не крошатся даже под грузовиками.
В центре города сохранился царский дворец, хотя он большей частью перестроен в XX в. Архитектура такая же, как и у прочих кварталов, только в увеличенном масштабе. До недавнего времени к нему примыкала зеленая зона с капищами богов и священными рощами.
Знаменитые скульптуры Ифе
На Западе Ифе знаменит по разным причинам. Это название ассоциируется со скульптурой – терракотовой, каменной и металлической, относящейся к высшим художественным достижениям Африки. Речь идет о красивых и одновременно реалистично изображенных человеческих лицах.
Какое же общество создало такое искусство? Зачем ему понадобились эти скульптуры? Конечно, эта культура возникла не на пустом месте. Обработка железа в Западной Африке южнее Сахары началась уже в V в. до н.э. Поселки металлургов этого периода известны на севере Нигерии, в 500 км от Ифе. Здесь возникла культура Нок, названная так по деревне, где впервые найдены ее артефакты. Она тоже знаменита выразительными терракотовыми фигурками, которые принято считать прообразом более поздней скульптуры Ифе.
Моделями для скульпторов Ифе часто служили государственные мужи, чьи портреты в натуральную величину поражают детальностью проработки. На этом терракотовом лице мастер XI 1-Х V вв. изобразил даже шрамы.
О неплохо организованных государствах чернокожих африканцев в зоне Нигера (Западного Судана) пишут с IX в. арабские географы. Мусульманские правители импортировали из этих призрачных царств рабов, золото и слоновую кость. Однако почему в Ифе неожиданно начался расцвет изобразительного искусства, до сих пор не ясно. Первые изучавшие его специалисты были поражены реалистичностью скульптурных портретов и предположили их связь с европейской культурой. Однако расцвет этого искусства пришелся на период 1100–1500, а западные путешественники впервые появились здесь в 1485 – точнее, около Бенина, на 180 км юго-восточнее. К тому времени культура Ифе уже переживала упадок, т.е. она была местного происхождения.
Литые скульптуры Ифе принято называть бронзовыми, хотя все они изготовлены из других материалов. Древние мастера использовали либо чистую медь, либо свинцовую латунь (сплав меди со свинцом и цинком). Форму готовили методом вытопленного (утраченного) воска. Сначала скульптор лепил из него искомую фигуру (на глиняном каркасе). Потом покрывал ее слоем тонкозернистой глины, проникавшей во все неровности изображения, а сверху накладывал для прочности грубозернистую глину. Оставалось нагреть все это, чтобы воск вытек через специально оставленные для него отверстия. Оставалась полая форма, в которую заливался расплавленный металл. Когда он остывал и затвердевал, глину разбивали, получая точный слепок.
Религия и цари Ифе
Лица «бого-царей» Ифе, сохраненные в терракоте и тонком металлическом литье, смотрят сквозь столетия – безмятежные, гордые, величественные. Они молчат, но голос древнего города различим за шумом современного уличного движения – в обрядах и гимнах, которые возвращают нас в эпоху, когда родились произведения искусства, ставшие лучшими памятниками безвестным африканским мастерам.
Царь Ифе считался божеством еще при жизни. В классический период этой культуры с умершего монарха снимали восковую маску, по которой отливали его «бронзовую» голову в натуральную величину. При этом ее делали так, чтобы можно было надеть царскую корону.
Потом металлическую голову прикрепляли к деревянному «телу» – обычно просто каркасу для одежды. После этого надевали корону, царскую мантию и вставляли в «руки» символы верховной власти – скипетр и бараний рог, наполненный магическими предметами. Всю получившуюся фигуру торжественно проносили по городу в знак того, что, несмотря на смерть царя, институт монархии живет и здравствует. Затем голову ставили в дворцовое святилище, а все остальное, вероятно, хоронили. Терракотовые статуэтки царей, цариц и придворных ставились на алтари постоянных городских святилищ, куда подданные приносили свои дары.
Эти фигурки демонстрируют моду своей эпохи. Цари носили каемчатую тканую юбку до лодыжек. И у них, и у цариц было по нескольку шарфов с бисерными кистями – их либо накидывали на плечи, либо накручивали вокруг пояса. Ансамбль дополняли ожерелья, ручные и ножные браслеты из бусин. На пальцах ног носили кольца. У корон спереди надо лбом поднимался небольшой «султан». Еще на груди у обоих царственных супругов висело по бисерной «бляхе» – вероятно, это символ одновременно духовной и светской власти.
Многие из древних царей Ифе до сих пор считаются богами. Кроме того, йоруба верят в великих духов, например неба, земли и более специфических деталей местного ландшафта. Свидетельства связанных с ними древних культов заметны в декоре современных священных сосудов. На одних изображены барабаны – атрибуты «хозяина земли» Ориша Нла (Ониле), на других – ритуальные посохи, связанные с Ониле и Осаниином (духом исцеления), а также коровьи рога – символ богини реки Нигер Ойи. Естественно, религиозные празднества, до сих пор справляемые в священных рощах вокруг нынешнего города, уходят корнями в древние ритуалы.