Гермотим из Клазомен был мудрецом, жившим в VI веке до нашей эры. Аристотель ценил его за то, что он первым предложил идею «психе» в качестве первопричины движения.
Чем прославился Гермотим
Он был известен тем, что утверждал, будто может путешествовать где угодно во сне, и смог доказать истинность своих слов, раскрывая то, что он никак иначе не мог бы узнать, и приносил ценные послания и вести своим друзьям и соседям. Лежа на земле, он покидал тело, порой сразу на несколько дней, как делают сибирские и монгольские шаманы. Тот факт (если это правда), что Гермотим мог это делать, сам по себе не свидетельствует о проникновении восточноазиатских шаманских техник в Грецию. Напротив, «внетелесные» переживания или астральные путешествия, как их стали называть оккультисты XIX века, могут случаться спонтанно у людей любой культуры и в любую эпоху. С помощью навыка и сноровки эту способность можно контролировать, и опытные практики могут проделать это по своему желанию.
Что такое «психе»
Как известно, Гермотим называл психе основополагающей активной силой, без которой материя инертна. Слово «психе» обычно переводится как ум, но его почти всегда используют для обозначения души. На самом деле, поскольку его буквальное значение связано со словом «дыхание», его лучше всего перевести как дух. Единственным из досократических магов, кто использовал другое слово для обозначения души или духа, был Эмпедокл.
Установить, в какой степени люди, подобные Гермотиму, различают ум, душу и дух, весьма проблематично, и четкие филологические определения не появлялись в письменной форме в течение довольно долгого времени. Это не означает, что эти три понятия являются просто интеллектуальными идеями, которые только начинают зарождаться в сознании нескольких исключительных людей, пытающихся дать им словесное выражение. С эзотерической точки зрения, эти проводники сознания являются вечными принципами, которые только и ждут, чтобы их поняли. Таким образом, создатель Человека-льва имел такую же возможность обнаружить их и различить, как и Пифагор или мы в наши дни. Способность воспринять их такими, какие они есть, не зависит от принятых культурой идей, особых техник или даже от «эволюции» сознания. Единственная необходимая способность - это умение быть внимательным, которое тот или иной человек может проявить в своем реальном бытии.
Техники, которые практиковал Гермотим
Вполне возможно, что Гермотим был посвящен в некоторые практические техники осознанного выхода из тела, но все же более вероятно, что он был самоучкой. Используя свою блестящую психе, обращая на нее самое пристальное внимание, Гермотим обнаружил, что она (или, во всяком случае, какой-то ее аспект) обладает определенными способностями, которые он мог ощущать и направлять, но которые пока что не поддаются научному объяснению.
То, какая часть его психе / ума / души могла покидать его тело, оставалось предметом частых споров в среде греческих мыслителей на протяжении веков, оказывая влияние на представление о душе у Платона, которое, в свою очередь, повлияло на всех последующих европейских мыслителей, а также на христианство и ислам. Истинная природа сознания остается неуловимой, конечно, и по сей день. Видимо, единственный способ познать реальность души / психе состоит в том, чтобы не читать словесные объяснения, а испытать ее в самом себе.
Итак, Гермотим может быть примером спонтанной шаманской активности в культурной среде другого типа, но давайте не будем слишком увлекаться педантичной семантикой.