В 1920-х годах в Париже появилась необычная книга под названием «Тайна соборов», написанная под алхимическим псевдонимом Фулканелли. Эта книга с большим авторитетом развивает идею о том, что готические соборы Европы были не чем иным, как алхимическими текстами, написанными на камне, содержащими в своей архитектуре все символы Великого делания (magnum opus). Выдающийся ученый Уолтер Ланг написал во введении к английскому изданию этой книги:
«Долгое время считалось, что готические соборы были тайными учебниками неких скрытых знаний, что за горгульями и глифами, круглыми окнами-розеттами и парящими контрфорсами скрывается великая тайна, чуть ли не выставленная напоказ. Это уже не теория».
Таинственный алхимик Фулканелли
Фулканелли предполагает, что эзотерическая герметическая философия стала первопричиной на удивление внезапного расцвета готической архитектуры в средневековой Европе. Готическая архитектура не только демонстрировала выдающиеся технические достижения по сравнению с предшествующим романским стилем, но и была представлена в очень большом масштабе. Так, между 1170 и 1270 годами только во Франции было заложено около восьмидесяти соборов и пятисот церквей размером почти с собор. Это же стало отправной точкой для сочинения легенды о Святом Граале в тот период. То было время трубадуров и придворных поэтов-любовников, возвещавших эпоху рыцарства и основание мистических рыцарских орденов, таких как орден Подвязки.
Откуда все это пошло? Наверное, из Святой Земли. Благодаря первому крестовому походу и созданию христианского королевства с центром в Иерусалиме, в начале XII века, европейцы встретились лицом к лицу с исламом. Рыцари-тамплиеры, призванные защищать паломнические маршруты, пролегавшие по Святой земле, всегда были связаны с тайными знаниями. И вполне вероятно, что некоторые из них были посвящены в суфизм. Это мистическое, если не сказать магическое, течение ислама скрупулезно исследовало герметизм, неоплатонизм и алхимию, по крайней мере, со времен Джабира. Сакральная геометрия, эротический религиозный символизм, квази-шаманские техники управления сознанием - все это изучалось суфиями, и в XII веке кое-что начало проникать в Европу.
Фулканелли также подробно остановился на фонетической каббале, системе каламбуров и словесных игр, используемых адептами как для сокрытия, так и для раскрытия эзотерических смыслов. Эта форма канта или арго (отсюда «Part Gothique», что значит готическое искусство), также известная как «язык птиц», является главным ключом, позволяющим расшифровывать алхимические трактаты и символику, а также читать знаки природы.
Кто скрывался за псевдонимом Фулканелли
Фулканелли остается одним из самых загадочных оккультных деятелей XX века. Он заново открыл давно утраченную алхимическую формулу, благодаря которой были созданы знаменитые синие и красные витражи таких соборов, как в Шартре, и, по некоторым сведениям, провел трансмутацию перед надежными свидетелями, прежде чем исчезнуть в 1930-х годах.
В своей книге «Утро магов» Жак Бержье описывает неожиданный визит незнакомца, в 1937 году, которого он принял за Фулканелли. В то время он занимался исследованиями вместе с известным ученым Андре Хельброннером. Он попросил незнакомца объяснить суть его работы, на что тот ответил, что вряд ли можно ожидать, что он за четыре минуты изложит четыре тысячи лет философии на языке, для которого такие понятия не предназначены. Тем не менее он был готов сказать следующее:
Теория относительности показывает, в какой степени наблюдатель сегодня вмешивается во все эти явления. Секрет алхимии заключается в следующем: есть способ манипулирования силовым полем, которое воздействует на наблюдателя и ставит его в привилегированное положение по отношению к вселенной, откуда он имеет доступ к реальностям, обычно скрытым от нас временем и пространством, материей и энергией. Именно это мы называем великим деланием.
Когда Бержье спросил незнакомца о Философском камне и золоте, тот ответил:
Это всего лишь способы применить его.
Важнее трансмутация не металлов, а самого экспериментатора. Эту древнюю тайну немногие люди открывают заново каждое столетие.
Бержье был поражен познаниями незнакомца в области энергетики, которые превосходили его собственные и значительно опережали время. Его предупредили об ужасающих опасностях, сопряженных с делением ядер атомов. После, когда Бержье, работал в разведке, его допросили.
Были сделаны попытки выследить Фулканелли. Но его так и не нашли. Единственным человеком, утверждавшим, будто он видел Фулканелли после Бержье, был его бывший ученик Эжен Канселье.
В 1952 году, вызванный своим учителем, он явился к нему в его замок, в горах Испании. Канселье уверял всех, что Фулканелли выглядел значительно моложе своих лет и что время ничуть не изменило его.