Древнегреческий жрец Эпименид

Возможно, по предложению Фемистоклеи Пифагор отправился на Крит, чтобы встретиться с легендарным татуированным пророком, провидцем и «жрецом очищения» Эпименидом.

Эпименид — легендарный жрец Древней Греции

Эпименид в дни своей молодости был пастухом. Однажды он отправился на поиски заблудившейся в горах овцы. В какой-то момент он набрел на пещеру, где прилег отдохнуть. Проснувшись, он вернулся в свою деревню, но не нашел в ней никого знакомого. В конце концов он разыскал своего брата, который успел превратиться в старика, в то время как сам Эпименид ничуть не изменился. Брат сказал ему, что он исчез пятьдесят шесть (по другим версиям сорок) лет назад. Пещера, в которой уснул Эпименид, оказалась священной пещерой Зевса.

Пока Эпименид спал, он встречался и беседовал с богами, в том числе с Алетеей (истиной) и Дайком (справедливостью), чьи качества он впоследствии демонстрировал наряду с такими обретенными способностями, как пророчество и катарсис. Считается, что Эпименид, которого греки знают под именем теофилистат (любимец богов), прожил 157, 199 или даже 299 лет и достиг при жизни столь твердой репутации сверхчеловека, что после кончины ему стали поклоняться как богу.

Слава Эпименида была так велика, что Дельфийский оракул посоветовал Солону Афинянину, предшественнику Платона, послать за ним, чтобы тот изгнал из города черную смерть, что тот и сделал. В этой истории снова появляются овцы: Эпименид велел привести несколько овец на Ареопаг («Холм Ареса») над городом и велел афинянам помочь ему наблюдать за овцами и отмечать места, где они ложатся спать. В этих местах приносились подношения неизвестному местному божеству, которое считалось виновником хвори. Алтари, посвященные Агносто Тео, «неведомому богу», впоследствии вошли в Афинскую культуру. Они упоминаются Аполлонием Тианским и апостолом Павлом.

Согласно Плутарху, Эмпименид основал различные священные здания, смягчил некоторые из наиболее «суровых и варварских церемоний, которые обычно совершали женщины», и вообще сделал граждан «более покорными и более склонными к гармонии». По воспоминаниям Платона, Эпименид заверил афинян в том, что персы, которых они опасались, не придут в течение десяти лет и не достигнут своих целей. В ходе его визита был установлен долгосрочный союз между Афинами и Критом.

Татуировки Эпименида

Одна из самых замечательных характеристик Эпименида заключается в том, что его татуированная кожа, как предполагается, была снята с него после кончины и выставлена на обозрение при дворе правящего эфора в Спарте. Здесь есть много странностей, которые нужно разобрать.

Прежде всего, эта татуировка была очень необычной для греческого мира той эпохи: она использовалась только для обозначения рабов и разбойников. Поэтому она ассоциировалась с варварами, такими как фракийцы и скифы. Эпименид, несомненно, был важной фигурой в Спарте, где он правильно пророчествовал по поручению спартанцев. Однако его пророчества по большей части предсказывали им поражения и бедствия.

Даже высказывалось предположение о том, что спартанцы лишили жизни Эпименида, захватив его во время своей кампании против критян. Спартанцы славились большим рвением, но они не были варварами. Да и зачем вообще им могла понадобиться его кожа? Должно быть, это как-то связано с самими татуировками.

Некоторые источники сообщают, что эти татуировки были «грамматами», то есть письменами. Они могли быть его стихами или предсказаниями, или, как некоторые предполагают, магическими символами или знаками посвящения - доказательствами шаманских достижений и паролей в Подземный мир или другие миры. Чтобы последнее было правдой, Эпименид, должно был руководствоваться идеями проведения ритуалов, унаследованными от среднеазиатского шаманизма, для чего я могу найти только одно свидетельство, полученное в разговоре с азиатским шаманом, о чем я скажу чуть позже.

Более прозаичным, но и интересным решением этого странного дела является возможность того, что в свое время любителям книг было доступно пророческое или колдовское сочинение под названием «Эпименид» и что этот термин стал синонимом мистической, оракульской или магической книги. А если в данном сочинении использовался пергамент, напоминающий восстановленную кожу, этим можно было бы объяснить всю несуразность вышеизложенных идей.

Образ жизни Эпименида

Эпименид написал много работ (в том числе и самую раннюю «Аргонавтику»), ни одна из которых не сохранилась. Он славился своими глубокими познаниями в фитотерапии и магии. Рацион его, состоявший из целебных растений, был столь скуден, что опорожняться ему приходилось крайне редко. Так, один источник сообщает о том, что Эпименид съел пилюлю из мальвы и асфоделя, двух растений, высоко ценимых в знаменитой вегетарианской диете, которую Пифагор, по слухам, рекомендовал или даже навязывал своим последователям. Идея состояла в том, что, чем легче и естественнее рацион питания, тем больше ослабляется власть тела над душой, что обеспечивает более тесное общение с Божественным планом.

Сами боги, по мнению пифагорейцев, питались только эссенцией, поэтому в их честь воскуряли ароматные благовония и пряности. Алтарь в Делосе, предположительно наиболее почитаемый Пифагором, где запрещались приношения животных и допускались только злаки, растения и специи, вполне мог быть торжественно открыт Эпименидом, которого также почитали за изгнание черной хвори из этого города.

Вполне возможно, что Пифагор многое узнал о своем рационе и травах от Эпименида. Известно лишь, что некто отвел его в пещеру, где появился Зевс на горе Ида.

Спускался он там и в так называемую идейскую пещеру, одетый в черную шкуру, пробыл там положенные трижды девять дней, совершил всесожжение Зевсу, видел его застилаемый ежегодно престол, а на гробнице Зевса высек надпись под заглавием «Пифагор Зевсу», начинающуюся так: «Зан здесь лежит, опочив, меж людьми называемый Зевсом».

logo



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.