Красочный портрет Эмпедокла который являют нашему взору исторические документы - это человек, царственно ступающий по улицам со своей свитой, облаченный в струящиеся пурпурные одеяния с золотым поясом, увенчанный дельфийским лавровым венком или золотой диадемой, в бронзовых сандалиях. Он провозглашает себя мастером, постигшим трансцендентную истину, бессмертным богом, вещает о спасении души и сулит помощь толпящимся людям, которые стекаются к нему со всех сторон и молят о спасении.
Биография Эмпедокла - кто он был на самом деле
Эмпедокла представляли по-разному: как основателя риторики, протодарвиниста, космолога, биолога, физика, поэта, чудотворца, пророка, мага, шарлатана... Среди ранних исламских суфиев-мистиков он считался великим гностическим учителем, просвещенным шейхом и крестным отцом алхимии. Он появился на свет около 490 года до нашей эры в греческом городе Акрагас, что на Сицилии, и принадлежал древнему аристократическому роду. Говорят, что сам Эмпедокл был олимпийским чемпионом, хотя, скорее всего, за поэтическое, а не спортивное мастерство. Он устроил сцену, заменив традиционное подношение быка Зевсу, с последующим пиром, моделью быка из ладана, мирры и священных специй. Этот поступок отражал его (пифагорейское) вегетарианство и отвращение к подношениям животного происхождения.
Его красноречие и умение убеждать так высоко ценились, что Аристотель назвал его отцом риторики. Он, несомненно, умел обращаться со словами и был последним из так называемых досократических философов, писавших исключительно стихами. Аристотель назвал его «Гомером», восхваляя его «дикцию», использование метафор и владение остальными поэтическими приемами, отмечая, что он писал, как и Гомер, гекзаметрами. И хотя произведения Эмпедокла не имеют иного отношения к легендарному греческому писателю, в одной его красочной истории рассказывается о том, как он спас вспыльчивого молодого человека, не дав ему лишить жизни своего хозяина, когда вскочил и прочитал стих из Гомера, который произвел необычайный эффект на молодого человека, тем самым избавив от греха, который обрек бы его душу на множество воплощений в духовном изгнании. Как мы увидим, выверенная патетика Гомера стала устоявшейся магической техникой, которую продолжали использовать спустя почти тысячу лет, о чем свидетельствует так называемый Парижский магический папирус, обнаруженный в южном Египте - вероятно, около Фив в некрополе Ахмим.
Путешествия и открытия Эмпедокла
Как и все великие мудрецы древности, Эмпедокл, как полагают, путешествовал по разным городам и весям в традиционном «большом путешествии» в границах ойкумены, встречаясь с другими мудрецами и жрецами, наблюдая, изучая и получая посвящения в мистические традиции в таких местах, как Египет и Крит. Он, конечно, посетил Великую Грецию на юге Италии и впитал пифагорейское влияние, если, конечно, он уже не вырос с ним. Говорят, что он был учеником Парменида в Элее и наследником так называемой Элейской философской школы. Небольшой фрагмент его стихов посвящен человеку, которого чаще всего считают Пифагором (реже Парменидом):
Среди них [пифагорейцев] был человек, обладавший превосходными знаниями и обширнейшими интеллектуальными познаниями, принимавший деятельное участие в делах мудрых. Ибо, пользуясь всеми способностями своего разума, он легко все прозревал, вплоть до десяти или даже двадцати веков рода человеческого.
Связь Эмпедокла с пифагорейцами
Тимей в девятой книге Историй говорит, что он был учеником Пифагора (или, скорее, его последователем), но что его как и Платона, исключили из круга участников дискуссий этой школы. Звучит это довольно сомнительно. Видимо, эта история возникла из-за недовольства некоторых пифагорейцев тем фактом, что Эмпедокл открыл слишком много в своих трудах. А Диоген Лаэртский рассказывает ту же историю, называя в качестве своего источника Неанфа, таким образом:
А Неанф говорит, что до Филолая и Эмпедокла в учениях принимали участие все пифагорейцы; когда же Эмпедокл обнародовал их в своей поэме, было положено никакого стихотворца к ним не допускать. (То же самое, говорят, случилось и с Платоном, который тоже был отлучен.) Но кого именно из пифагорейцев слушал Эмпедокл, о том Неанф не говорит, а так называемое послание Телавга о том, будто он учился у Гиппаса и Бронтина, недостоверно. Феофраст утверждает, что он был приверженцем Парменида и подражал ему в стихах — ибо Парменид тоже издал в стихах книгу "О природе".
Гермипп утверждает, что он был приверженцем не (Гарменида, а ОСсенофа- на, и жил при нем, и подражал ему в стихах, а с пифагорейцами встретился лишь позднее. Дакидамант говорит (в речи «О природе»), что Зенон и Эмпедокл были одновременно слушателями Парменида, а потом покинули его, и Зенон стал философствовать по-своему, а Эмпедокд пошел слушать Анаксагора и Тифагора, одному из них подражая в достоинстве жизни и облика, а другому - в изучении природы.
Чем прославился Эмпедокл
Вернувшись на Сицилию, Эмпедокл приобрел примерно такую же репутацию чудотворца ятромантиса, как и у Эпименида и Пифагора. Ему присвоили эпитет Алексанемос (Охотник за ветром) за то, что он мог управлять бурями. Одна легенда рассказывает о том, как ему удалось «поймать» особенно разрушительный ветер в мешки из ослиных шкур. Он также прославился как очиститель и однажды предотвратил хворь, заставив две реки слиться в одну. Он вызывал у людей изумление, поскольку сумел поддерживать жизнь одной женщины в течение недели или даже месяца, хотя дышала она незаметно, и пульс у нее едва прощупывался.
Об этих замечательных способностях свидетельствуют слова самого Эмпедокла, обращенные к его ученику Павсанию в заключительных строках, сохранившихся от поэмы «О природе», где он обещает научить его исполнять именно это:
Зелья узнаешь, какими недуги и дряхлость исцеляют;
Только тебе одному и открыть это все собираюсь.
Ветров, не знающих отдыха, ярость удерживать будешь,
Что, устремляясь на землю, порывами пажити губят;
Если ж захочешь -
Обратное вновь их воздвигнешь дыханье.
Мрачного после ненастья доставишь желанное ведро,
В летнюю ж засуху зелень питающий вызовешь ливень -
Хлынет потоками влага с эфирного неба на землю.
Даже усопшего мужа вернешь из чертогов Аида!
Благоразумных почитателей Эмпедокла подобные обещания смущают на протяжении веков. Он проявляет необычайную широту воображения и даже подтвержденное наукой понимание природы и космоса в предыдущих строках этой поэмы.
Почему он должен взять и все испортить, делая такие нелепые заявления? В лучшем случае это объясняли поэтической вольностью или простительной эксцентричностью этого блестящего и крупного раннего философа. Обычно люди просто игнорируют этот момент, но, по правде говоря, магия погоды - одна из самых простых сил природы, которую можно использовать, а то и освоить на уровне мастера.