Великий древнегреческий мыслитель Сократ в известном смысле может быть назван воплощением философии. Он не только основатель афинской философской школы, из которой вышли крупнейшие представители античной мысли — Платон и Аристотель. В сущности, Сократ направил философию на совершенно новые пути, его деятельность ознаменовала важнейший этап в её развитии. Учёные делят всю древнегреческую философию на два больших периода — досократовский и послесократовский.
Детство и личная жизнь Сократа
Сократ родился в Афинах около 470 г. до н. э., и вся его жизнь была связана исключительно с этим городом. Происходил он из довольно родовитой, но обеда [евшей семьи, так что его родителям приходилось зарабатывать на жизнь ремёслами: отец философа был второстепенным скульптором, мать — повивальной бабкой. Внешне Сократ очень мало соответствовал классическому греческому идеалу красоты: невысокий полноватый, лысый, курносый... Но под неказистыми чертами крылись удивительные душевные сокровища.
Биография Сократа небогата событиями. Был женат (возможно, дважды), имел несколько детей. Поддерживал наследственную дружбу с семьей Аристида Справедливого, находился в близких отношениях с его внуком, тоже Аристидом, унаследовавшим нравы деда. Неоднократно принимал участие в военных походах, как и любой афинский гражданин. Порой занимал различные полисные должности — опять же, как любой гражданин. На первый взгляд он ничем не выделялся среди окружающих. Подлинная биография Сократа — это история его мысли.
Софистские высказывания Сократа
Начав заниматься философией (ею учителем стал приехавший в Афины милетский философ Архелай), Сократ на первых порах изучал происхождение мира, законы, по которым он живёт, т. е. оставался в рамках круга проблем, привлекавших ранних ионийских мыслителей. Но уже вскоре решительно отошёл от этой проблематики, признав её неплодотворной, и обратился к постижению совсем иного — человека, его внутреннего мира, взаимоотношений между людьми, нравственности. Сократ был одним из тех, кто повернул философию «лицом к человеку». Старинное изречение «Познай самого себя» стало его излюбленным лозунгом.
Основополагающим для развития греческой мысли второй половины V в. до н. э. — эпохи, когда жил Сократ, — было движение софистов. Эти философы и учёные-энциклопедисты разрабатывали почти исключительно темы и дисциплины, связанные с человеком. Взаимоотношения софистов и Сократа — вопрос непростой. Современники не видели между ними принципиальной разницы. Например, в комедии Аристофана «Облака» Сократ выведен и осмеян как типичный пример софиста. И поныне можно встретить суждение: Сократ — софист, более того, самый крупный из софистов.
Действительно, Сократа не понять иначе, как в контексте софистического движения. Он воспринял всё ценное, что содержалось в гениях софистов. Посвятил себя разработке тех же проблем, что и они. Но вот решал эти проблемы совершенно по-другому. Он решительно выступил против главных идей софистов по принципиальным вопросам бытия, постоянно полемизировал с ними, противопоставил себя им всем своим образом жизни.
Софисты были, как правило, богатыми, процветающими и важными — Сократ же, человек небольшого достатка, ходил по городу в простой одежде, часто босиком, возможно подражая непритязательностью обихода Аристиду. Софисты путешествовали из полиса в полис — Сократ почти никогда не покидал родных Афин. Софисты давали за высокую плату уроки в домах состоятельных молодых граждан — Сократ обычно вёл свои беседы на улицах, в лапках, палестрах (помещения для занятий спортом), причём никогда не брал денег с учеников, говоря: «Я вообще никого ничему неучу, мы вместе ищем истину. Софисты много писали — Сократ не оставил после себя никаких трудов.
Софисты произносили перед слушателями вычурные речи, не терпели возражений — Сократ в противовес этому монологизму блестяще разработал метод философского диалога. Серией вопросов, на первый взгляд простых и наивных, а в действительности сложнейших («Что такое доблесть?», «Что такое красота? и т. п.), он заставлял своего оппонента признать неправоту его взглядов, осознать собственное незнание. И так приводил собеседника к мысли о необходимости поиска истины, без которой человек жить не может.
Философия Сократа
Сократовское учение исследовать чрезвычайно трудно, и именно потому, что он не изложил его в письменной форме. Приходится знакомиться со взглядами Сократа в пересказе его учеников — Платона и Ксенофонта. А они могли многое исказить, сознательно или непреднамеренно приписать учителю собственные идеи. Да к тому же это изложение местами противоречиво.
Некоторые учёные считают, что Сократ вообще не имел позитивной философской системы, что он только всё критиковал и призывал во всём сомневаться. Но тогда чем бы действительно отличался он от софистов? Сократ был великим парадоксалистом и мастером иронии. Ирония звучит и в его знаменитых словах: «Я знаю, что я ничего не знаю».
Сократ — ярко выраженный рационалист, и это роднит его с софистами, Однако последние с помощью логики, рациональных аргументов подрывали традиционные устои и ценности, а Сократ, напротив, стремился обосновать их. Софисты учили, что всё относительно, а абсолютной, общей для всех истины просто не существует. Сократ же в противовес их релятивизму и субъективизму признавал наличие объективных ценностей, обязательных для всех моральных законов, абсолютной истины. Более того, он считал, что эту истину можно отыскать. Но её нужно искать упорно, она не дана непосредственно каждому. Ум должен трудиться.
Однако найдя истину, человек создаёт себе все условия для благой жизни. В частности, Сократ говорил, что человек, узнавший, что такое благо, никогда уже не будет творить зло. Но как же, ведь в мире более чем достаточно вполне умных, образованных людей, которые, тем не менее, совершают дурные поступки? Значит, отвечал Сократ, они просто не знают по-настоящему, что такое истинное благо, ещё не постигли его. Таким образом, сократовская этика зиждилась не на слепом следовании традиции, на разумном осмыслении индивидом своих действий. Делать добро надлежит не потому, что так требуют общественные нормы, а потому что к этому должна вести человека сознательное, продуманное решение.
Политические взгляды Сократа
Сократовский культ «знания» и «знающих» находил прямое отражение в политических взглядах философа. В отличие от софистов, которые были по большей части сторонниками демократии, он находил в этой форме правления немало недостатков и не боялся жёстко критиковать их. Особенное его неприятие вызывали непрофессионализм и некомпетентность полисного народоправства. Он говорил: «Глупо должностных лиц в государстве выбирать посредством бобов (с помощью жребия), тогда как никто не хочет иметь выбранного бобами рулевого, плотника, флейтиста или исполняющего другую подобную работу, ошибки в которой приносят гораздо меньше вреда, чем ошибки в государственной деятельности».
Итак, столь характерная для античных демократий жеребьёвка, по мнению Сократа, порочна по своей сути. Мыслитель с некоторым презрением относился к простонародью. Вот как наставлял он одного из своих собеседников: «Неужели ты стесняешься валяльщиков, башмачников, плотников, кузнецов, земледельцев, купцов, рыночных торговцев, думающих только о том, чтоб им купить что- нибудь подешевле и продать подороже? А ведь из всех них и состоит народное собрание».
Таким образом, в учении Сократа налицо элитарные, даже антидемократические элементы. С симпатией относился он к спартанским порядкам. Потому неудивительно, что к «босоногому мудрецу» тянулись, казалось бы, столь не похожие на него представители аристократической молодёжи. Алкивиад в юности тесно общался с Сократом. Но Алкивиад, во всяком случае на словах, был сторонником демократии. А вот другой ученик Сократа — Критий, тоже знатный аристократ, потомок древних афинских царей, выступал как более откровенный олигарх, решительный противник демоса и горячий поклонник Спарты.
Когда в 404 г. до н. э. к власти в Афинах пришёл олигархический режим «тридцати тиранов», а Крита ft стал его главой, новые правители относились к Сократу вполне дружелюбно. Они пытались сделать философа соучастником злодеяний режима и, судя по всему, даже «идеологическим знаменем» своего движения. Но Сократ решительно отказался сотрудничать с диктатурой и демонстративно не подчинялся приказам Крития. Любому другому гражданину столь независимое поведение немедленно стоило бы головы. А вот Сократ остался безнаказанным: олигархи всё-таки уважали его и пощадили.
Судебный процесс над Сократом
Восстановленная в 403 г. до н. э демократия считала мыслителя своим врагом. На него, безусловно, упала тень преступлений его бывших учеников. И когда в 399 г. до н. э. город облетела весть о том, что Сократа будут судить, многие афиняне наверняка с радостью потирали руки: наконец-то этот «возмутитель общественного спокойствия» получит по заслугам!
Судебный процесс, возбуждённый против Сократа, явно имел политическую подоплёку. Но она была искусно затушёвана, а на первый план выдвинуты религиозные моменты. Обвинение формулировалось так: «Сократ повинен в том, что не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество; а наказание за то — смерть».
Повод, придуманный обвинителями, оказался безошибочным. Неважно, что обвинение, если вдуматься, звучало голословно. Сократ неукоснительно соблюдал все положенные законами религиозные обряды, да и вообще отличался благочестием, а отнюдь не безбожием. Правда, его религиозность была не вполне традиционной: философ утверждал, что внутри него есть божественный голос, который в минуту трудного выбора направляет его на верный путь. Но почему он не имел права так думать? Античная религия в принципе не сковывала свободы мысли.
Однако уже далеко не первый раз в среде демоса разжигали религиозную истерию. Главное — указать легковозбудимой толпе на врага: вот он, судите его, казните.
Сократа судила коллегия гелиеи, состоявшая из 501 человека. Философ, выступая с защитной речью, не стал, вопреки обыкновению, унижаться перед присяжными. Он не вымаливал себе пощаду, не плакал, не приводил в судебное присутствие детей...
Сократ убедительно доказал беспочвенность обвинения, продемонстрировал, что всю свою жизнь он чем мог честно служил полису, приносил ему только благо, а не зло и соответственно заслуживает скорее награды, чем наказания.
Но именно это и раздражало присяжных больше всего. То, что подсудимый ведёт себя с демосом также независимо, как вёл всегда (в частности, и при «тридцати тиранах»), им очень не поправилось. Итоги голосования показали: большинством голосов 70-летний философ приговорён к смертной казни. Вскоре после вердикта в афинской тюрьме палач поднёс Сократу чашу с ядом.
Мученическая смерть Сократа
Суд над Сократом и его осуждение навсегда остались чёрным пятном на «белых одеждах» афинской демократии. Перед нами — один из первых в истории (и уж, во всяком случае, один из самых известных) случаев преследования за инакомыслие, за то, что человек не такой, как все, да ещё осмеливается отстаивать право на собственное мнение. И вот ведь парадокс: не жестокий тиран, не олигархи казнили Сократа, Приговор ему вынесла — причём с соблюдением всех необходимых формальностей, «буквы закона» — прямая демократия.
Учение Сократа и в не меньшей степени его личность, жизненный подвиг, завершившийся мученической смертью за идею, оказали огромное влияние на дальнейшее развитие греческой философской мысли, всей античной цивилизации. Сократа иногда называют даже «языческим Христом». У него осталось много учеников, основавших впоследствии собственные философские школы. И практически все они, во главе с великим Платоном, под влиянием казни учителя навсегда сохранили неприязнь к демократии. Для философии же как таковой чрезвычайно плодотворным оказался прежде всего диалогический метод Сократа, от которого ведёт начало диалектика. Ведь «диалог» и «диалектика» — однокоренные слова: первое на древнегреческом означает «беседа», второе — «искусство беседы».