Дионис - невероятно загадочное божество. По сути, в одном аспекте он представляет таинства старой земли, характер Зеленого человека и хтоническую (подземную) силу природы, которая весной неудержимо рвется вверх, пускает ростки и разрастается подобно извивающейся зеленой лозе, достигающей своего максимального роста перед цветением, перекрестным опылением, увяданием и смертью, тратя свою последнюю энергию на драгоценное, могущественное семя, которое падает в ту самую темную и восприимчивую почву, откуда впервые появился его родитель, чтобы пребывать там в питающей тьме до тех пор, пока оживляющая сила не возникнет повторно в бесконечном круговороте вечного становления и умирания. Плод, который приносит эта змеевидная лоза, является виноградом, и Дионису приписывают распространение вина везде, где он путешествует, то есть повсюду.
Описание Диониса
Дионис - это экстравагантный, красивый, андрогинный незнакомец, одетый в шкуры кошек, прибывший как торжествующий персонаж из другого мира, верхом на леопарде или в золотой колеснице, запряженной львами или тиграми, неизменно держа в руках свой причудливый магический жезл, тирс. Его свита, или тиас, не менее экзотична и напоминает что-то из Нарнии в фильмах для взрослых: нимфы, кентавры, приапические сатиры, фавны и другие волшебные звери похотливо скачут за ним, музицируют, пьют вино, поют «эй, детка, прогуляйся по беспутному кварталу!» Его менады, исполняя дифирамбы, выгибаются и вращаются в радостном воодушевлении, приплясывая и запрокинув назад голову, готовые к тому, что их покроет божественный дух этого славного бога.
Дионис - получеловеческий олимпийский бог (его отцом был Зевс, а матерью - земная женщина Семела), и он лишь несколько раз упоминается в самых ранних греческих писаниях Гомера и Гесиода. Однако мы знаем, что его культ в Греции предшествовал греческим Темным векам, потому что Дионис появляется в надписях линейным письмом Б, а это подтверждает, что он не был сравнительно недавно привнесенным чужеземным элементом, а именно в начале классического периода, как полагали некоторые ученые.
Происхождение и заслуги Диониса
В так называемых Гомеровских гимнах (VII век до н.э.) он прославляется 80 строками, благодаря чему встает на пятое место после Гермеса, Аполлона, Деметры и Афродиты. В одном из гимнов он превращается во льва, чтобы спастись от пиратов, а другом нам намекают на тайну его рождения: мол, его появление на свет связано не с Наксосом, Драканом, Икаром или рекой Алфей, а с горой Ниса, что не очень помогает, поскольку местоположением горы Ниса упоминаются разные земли: Аравия, Эфиопия, Египет, Вавилон, побережье Красного моря, Фракия, Фессалия, Индия, Ливия, Лидия, Македония, Наксос, Сирия и где-то рядом с Пангеем (мифическим островом к югу от Аравии).
Гомер и Диадор выбирают место «между Финикией и Нилом», тогда как Арриан, в целом надежный римский биограф Александра Македонского, говорит, что, когда Александр вторгся в долину Инда, в 327 и 326 годах до нашей эры, ему встретился город под названием Ниса, который, по утверждению местных жителей, был посвящен богу Дионису, отчего к нему следовало относиться с уважением. Александр был настолько впечатлен тем, что он следует по легендарным стопам Диониса, что удовлетворил желание города остаться нетронутым и свободным.
Диодор рассказывает, что Дионис покорил весь мир, кроме Британии и Эфиопии, после чего вернулся с даром вина.
Почему у Диониса много прозвищ
Дионис - это само определение экзотики и, следовательно, наименее греческий из олимпийцев. У него много разных имен и эпитетов. Последние, которые обозначают аспекты и характеристики бога, включают, среди очень многих других, такие: «Дикий», «Танцор», «Спаситель», «Источник многих радостей», «Целитель», «Освободитель» и, соответственно, «Носящий множество имен».
Тот факт, что так много мест по всему миру, известных древним грекам, в разные времена и обстоятельства упоминались как место появления на свет Диониса, дает нам представление о том, насколько распространенным мог быть его культ в прежние времена, пусть и под разными названиями.
Альтернативные имена и другие боги, с которыми его часто объединяли, включают в себя Либера, Фанеса, Загрея и Сабазия. Существует даже ланкийское божество по имени Сканда-Мурукан, культ которого до сих пор жив в Катарагаме. Он был связан с Дионисом не менее двух тысяч лет. Экзотичность Диониса позволяет ученым сравнивать его с чужеземными богами, в частности с индуистским Шивой и египетским Осирисом. Шива является амбивалентным богом экстаза, правящим смертью и возрождением. Шива Натараджа - это символическое изображение Шивы как Повелителя танца и покровителя актеров и драматических искусств.
Итак, имя Вакх происходит от эпитета «вакхический», а не наоборот. На самом деле, слово «вакхический» встречается в греческих текстах, датируемых по меньшей мере V веком до нашей эры, то есть за столетия до того, как культ Вакха / Диониса достиг Рима. По-видимому, оно относится, как предполагает Диодор, к «традициям и обычаям» или, скорее, к состоянию бытия (бакхее), поэтому имеет значение, которое не отождествляется исключительно с Дионисом. Корень этого слова неясен, но он может быть связан со словом «Вакхос», от того же корня, что и латинское «vox», что значит голос, крик, зов. В связи с этим я могу предположить, что люди, находящиеся в состоянии бакхеи, обычно могут голосить или «говорить на языках».
Что касается Вакха, то обычно считается, что это просто римское имя Диониса, но Диодор придерживается такого мнения:
Люди дали Дионису множество прозвищ, каждое из которых обусловлено тем или иным явлением, имеющим отношение к этому богу. Поскольку Диониса сопровождают вакханки, его называют Вакхием, поскольку виноград давят в бочке - Денеем, поскольку при его появлении на свет гремел гром - Бромием. По той же причине его называют Огнеродным.
Помимо всех своих многочисленных имен Дионис также примечателен тем, что он рожден дважды или даже трижды. Вот как это вышло:
Как Дионис появился на свет
Его мать Семела до того прекрасна, что Зевс ухаживает за ней в облике многих животных, чтобы убедить ее в своей божественности. В конце концов она уступает его чарам. Гера, жена Зевса, узнает об этом и, желая отомстить им, переодевается старухой. Заручившись доверие Семены, Гера сеет в ее уме сомнение касательно истинной личности ее возлюбленного. Когда Зевс возвращается к Семене, она легко убеждает этого одурманенного бога пообещать ей исполнить ее желание. Он требует от Зевса, чтобы он явил себя в своем истинном облике, отказывается отступить и заставляет его предстать перед ней во всей своей сверкающей славе. Бедная Семела вмиг сгорает. Зевс ошеломлен. Ему хватает сообразительности, чтобы спасти своего еще не появившегося на свет сына из праха его матери и зашить младенца в свое бедро, где он вынашивает его.
Этот теогенез дарует бессмертие младенцу, который затем передается Гермесу, чтобы тот воспитал его вдали от ока мстительной Геры. Дионис в конце концов спасает свою мать из Подземного мира и возносит ее на Олимп в ранге бессмертной. «Дионис вывел свою мать Семелу из Аида и, разделив с ней свое бессмертие, переименовал ее в Тиону».
В другом месте Диодор пишет, что Дионис передал царство Фракии деду Орфея Харопу «и обучил его тайным обрядам, связанным с посвящениями. Эагр... затем взял на себя как царство, так и обряды посвящения, которые передавались в мистериях.
Загрей - эпитет Диониса
Еще одна традиция, которая и поныне доставляет ученым немало сложностей, посвящена божеству по имени Загрей, которое слилось с Дионисом на каком-то этапе древней истории (вероятно, в VI или VII веке до нашей эры). Сам Загрей - довольно сомнительный персонаж. Возможно, он является версией Зевса из Подземного мира. Загрей женат на Гее, богине-матери земли.
Миф о Загрее (очень трудно установить, старше он или младше традиции Диониса, происходит ли он из другого места) добавляет элементы, которые, по-видимому, являются ключевыми факторами в орфической традиции. На этот раз Дионис первоначально порождается соитием Зевса в форме змея с Персефоной, царицей Подземного мира, или, в качестве альтернативы, с ее матерью Деметрой. И снова Гера ревнует и уговаривает титанов убить его. Приманив мальчика зеркалом и игрушками, титаны хватают его и пожирают. Встревоженная Афина спешит к нему на помощь.
Олимпиодор, последний языческий платоник Александрии, использует алхимические образы для объяснения того, что произошло дальше: «Зевс, разгневанный этим поступком, поражает их [титанов] своими молниями, и из сублимата поднимающихся от них паров происходит материя, из которой созданы люди». Таким образом, человечество происходит от титанов, которые, в свою очередь, содержали в себе этого бога, отчего мы сразу и прокляты, и богоподобны.