Что же представляли собой древнегреческие боги и воспетые в эпических сказаниях герои? Что было основным содержанием эллинской религиозной системы и как оно отражалось на повседневной жизни древних греков?
Боги и герои гомеровского этапа в истории Греции
Как известно, страны ближневосточной древности оказали значительное влияние на цивилизацию античной Греции. Более того, первые очаги высокой культуры и государственности, в частности, на острове Крит и в Микенах, возникли на рубеже III-II тыс. до н. э. под непосредственным воздействием близлежащих стран, таких как Египет, Сирия, Финикия, или достигших высокого уровня развития малоазийских народов, в первую очередь хеттов.
Это влияние заметно на примере дворцово-храмовых сооружений на Крите с его культом получеловека-полубыка Минотавра, равно как и успехов, достигнутых в кораблестроении, столь необходимом для насыщенного островами юга Балкан. Несомненно, Греция испытывала значительные внешние воздействия с разных сторон, как с севера, откуда на ее территорию волнами шли индоевропейские переселенцы, так и с юга или востока, где имелись развитые очаги цивилизации. Неудивительно, что в итоге самые ранние древнегреческие культуры не имели особых отличий от соседних с ними ближневосточных. Это относится и к критскому, и к материковым очагам древнегреческой цивилизации, которые довольно скоро были уничтожены в результате природных катаклизмов и нашествия с севера варваров-дориицев, сыгравших роковую роль в гибели так называемой ахейской Греции, предшествовавшей им.
Новый исторический этап в истории Греции, иногда не без оснований именуемый гомеровским (XI-IX вв. до н. э.), сравнительно мало известен историкам и археологам. Этот период не случайно называют по имени величайшего из древних поэтов: едва ли не все, что известно о том времени, почерпнуто именно из приписываемых Гомеру масштабных эпических поэм «Илиада» и «Одиссея», посвященных Троянской войне и приключениям одного из самых активных ее участников. Однако самое интригующее - это реальные события, связанные с дорииским завоеванием и той загадочной социально-политической мутацией, которую испытала страна за несколько так называемых «темных веков».
Результатом мутации, о которой идет речь (иногда ее называют архаической революцией, что не совсем корректно, ибо мутация, в отличие от революции, есть нечто случайное и неповторимое), явилась Великая бифуркация в истории человечества. Эта бифуркация, как известно, привела к расколу между теми народами, которые традиционно шли по единому пути, определенному восточными цивилизациями и восточным типом государственности, и народом Греции, который избрал античный путь эволюции. Новому пути соответствовали и принципиально новые социально-политические структуры, и другая экономика, и, главное, совсем иные мировоззренческие представления. Далее некоторые вопросы будут рассмотрены более подробно. Однако основное внимание будет уделено проблемам, имеющим отношение к античным формам религиозных представлений и верований. Ведь как раз они были теснейшим образом связаны с принципами нового образа жизни и более того, задавали тон в эволюции новаций, как в быту, так и во взаимоотношениях людей с окружающим их миром сверхъестественного.
Особенное отношение к Богам в Древней Греции
В отличие от представлений и верований, свойственных первобытным коллективам или древним ближневосточным государственным образованиям, будь то ранние религиозные комплексы примитивных этнических общностей или более развитые системы многочисленных очагов городской цивилизации, религии античных греков, а позднее и римлян, представляют особый интерес главным образом своим отношением к богам и героям, которое, заметим, отнюдь не означало «панибратства», а свидетельствовало о высоком достоинстве человека. В античном мире люди не падали ниц перед богами.
Они восхищались героями и воздавали им должное, воспевая их подвиги. Но при этом герои с их полубожественным статусом и происхождением, да и сами боги, их покровители, а то и родители, - нечто если и не очень близкое, то во всяком случае всем хорошо понятное, созданное и «отшлифованное» десятками поколений. Это именно те представители сверхъестественной силы, которые при всем их величии и всемогуществе чем-то напоминают людей.
Стоит обратить внимание на то, что изображаются они в виде совершенных телом и обликом людей. И это не случайно. Античные греки — а именно с них берет начало традиция, о которой идет речь, — с легкостью включали богов и героев в свои предания-мифы, где эти божественные либо полубожественные персоны существовали рядом с обычными людьми. Более того, эти «феноменальные» силы не только находились около них, но и чаще всего действовали вместе с ними, помогая им либо мешая, — все зависело от вложенной в фабулу интриги.
Даже в иудаизме, где Яхве был крайне милостив по отношению к избранному им народу и явно потворствовал иудеям, запутавшимся в созданных ими же противоречиях, нет ничего похожего. Там Яхве совсем не появлялся перед народом и лишь изредка общался с ним через избранных им пророков-посредников. О других божествах в иных религиозных древневосточных системах и говорить нечего. Они, как правило, были лишь объектом страстного почитания. И во всем этом таится неумолимая закономерность: в обществах, где человек несвободен в принципе, независимо от его принадлежности к тому либо иному сословию, боги или даже великий единый Яхве не могут быть рядом с ним. Всемогущие сверхъестественные силы высокомерно стоят над морем их земных почитателей и лишь изредка милостиво спускаются, дабы получить законную жертву вместе с исступленными мольбами людей и обрядами посредников-жрецов.
Иное дело — мир небольших древнегреческих полисов, мир полноправных граждан, которые сами управляют своими мини-государствами и ежегодно переизбирают весь несложный аппарат администрации, призванный заботиться о всеобщем благе и именно с этой целью управлять полисом. И даже когда древнегреческие полисы в процессе синоикизма начали разрастаться, расширяться и структурно усложняться, превращаясь в весьма развитые, пусть даже не очень крупные государства, отношение между гражданами и аппаратом власти оставалось прежним. А если правители не обожествлены, если каждый может встать в их ряды, то стирается та непреодолимая грань между правящими верхами и управляемыми подданными, которая всегда была столь естественной и неизменной на Востоке.
Отсюда и отношение в античном мире к богам и героям. Да, конечно, боги не чета обычным людям, однако они не претендуют на то, чтобы управлять этими людьми с высот Олимпа, своей обители. Разумеется, они вмешиваются в жизнь людей, подчас диктуют им свое решение (это касается богов — герои ведут себя иначе, ибо сами де-факто остаются людьми и живут рядом с ними), но не более того. К тому же их вмешательство, причем зачастую без особых и тем более унизительных просьб, идет на пользу людям, пусть даже по выбору: одни боги помогают одним, другие — их противникам.
Древнегреческие Боги и герои в памятниках литературы
Мир античных богов и героев, равно как и его отражение в великих эпических поэмах Гомера, бесчисленных мифах и драмах других авторов, будь то Гесиод, Софокл, Еврипид и многие-многие другие, - это нечто совершенно иное по сравнению с классическим Востоком. Конечно, и там всегда существовало множество разного рода верований и представлений, богов и героев, мифов и преданий. Более того, немало заимствований из восточного эпоса перекочевало и на эллинскую почву. Однако все почерпнутое из другой культуры было настолько глубоко усвоено и тщательно переработано с учетом античной реальности, что порой весьма трудно найти его следы, сохраняющиеся чаще всего лишь в фабулах, реже в именах.
В отличие от низвергнутых титанов, олицетворявших грубые силы природы и не слушавших разумных советов некоторых из них, в том числе знаменитого Прометея, жившие на горе Олимп боги нового поколения, отличавшиеся чисто человеческими качествами, причем чаще всего лучшими из них, стали символом мудрости и отваги, справедливости и искреннего желания помогать людям. Судя по всему, именно олимпийцы были теми близкими эллинам небожителями, которые не только активно помогали почитавшим их людям, но и стали неотъемлемой частью их высокой духовной культуры.
Теогония Гесиода, отразившая, видимо, в мифологической форме отличие древневосточных божеств от древнегреческих и исторический процесс завоевания Эллады греками-дорийцами, интересна как факт осмысления революционного переворота в древнегреческой мысли, свершившегося вследствие этого завоевания и приведшего в конечном счете к созданию на планете принципиально новой политической структуры — античных полисов. Греки-дорийцы, частично смешавшиеся с населявшими Элладу до их появления другими народами, в том числе греками-ахейцами или жителями Крита, со временем взяли на себя задачу мифологически осмыслить предшествовавшие им события.
Это нашло свое воплощение как в теогонии Гесиода, так и в художественно совершенном эпосе великого Гомера. Именно в его поэмах впервые перед изумленными читателями и почитателями древних сказаний встают во весь рост едва ли не все боги Олимпа, втянутые в сказочную историю о так называемом яблоке раздора, которое стало поводом для знаменитой Троянской войны. И хотя в ходе этой войны симпатии и антипатии богов и богинь были различными, именно это вполне жизненное обстоятельство привело к тому, что могущество небожителей-олимпийцев гармонично вплелось в земные страсти борющихся сторон.