Аполлон и гиперборейцы

В Метапонте Пифагор провел последние годы своей жизни. Был ли он тем Аполлоном, которого Аристей сопровождал туда в образе ворона? Показателен и тот факт, что, пересказывая историю первого исчезновения Аристея, Плутарх заменяет Кизик Кротоном, который располагался всего лишь в 160 км от Метапонта, города, в котором Пифагора впервые приняли как гиперборейского Аполлона и где он основал свою школу.

Кто первым представил Аполлона гиперборейцам

Дальнейшие исследования показывают, что Аристей, возможно, не был первым греком, представившим Аполлона гиперборейцам. Легенда гласит, что Геракл посетил Гиперборею и привез оттуда оливковое дерево, но подлинный исторический деятель Павсаний рассказывает нам о легендарном древнем поэте из Люции по имени Олен, которому дельфийская пифия Боэо приписывает введение культа Аполлона на Делосе, родине этого бога.

Утраченная поэма Олена прославляет первую жрицу (или служанку) Аполлона, женщину по имени Ахея, которая приехала на Делос из Гипербореи, чтобы поклоняться Аполлону. Еще одним легендарным поэтом, жившим, как говорят, в период между Оленом и Аристеем, был Меланоп из Ким, который, по словам Павсания и Геродота, написал оду в память о гиперборейской деве по имени Опис, прибывшей в Делос с подношением, «в знак обета за рождение Аполлона».

Поэтому, когда Гарпократион говорит о том, что Абарис «восстановил союз между своими соотечественниками и жителями острова Делос», следуя по стопам Пифагора, он имеет в виду традицию, существовавшую за столетия до Абариса. Традиция также подразумевает, как и в случае с Абарисом, что гиперборейцы не были познакомлены с Аполлоном греками, но сами осознали присутствие на земле Аполлона и благоговейно искали его для самих себя.

Установив с Аполлоном связь, гиперборейцы продолжали посылать ему подношения в знак обета. Когда первые посланцы, понесшие эти дары, не вернулись домой, гиперборейцы, опасаясь худшего, разработали систему эстафетной доставки подношений - при содействии всех народов, лежащих между Гипербореей и Делосом. Геродот подробно описывает эту традицию, которая кажется довольно достоверной. Так, он сообщает о том, что и Гомер, и Гесиод писали о гиперборейцах, хотя эти пассажи давно утеряны для нас.

Как в Греции появился культ Аполлона

Аполлон нигде не упоминается в дожившем до катастрофы бронзового века микенском линейном письме Б, хотя там мы встречаем имя Пеан, которому надлежало стать одним из его эпитетов. В «Илиаде», где Аполлон играет главную роль, Гомер дважды упоминает Пеана, называя его богом-целителем. Итак, если то, что говорит нам Геродот, верно по существу, то вполне вероятно, что культ Аполлона пришел в Грецию из чужих краев спустя какое-то время после краха Микенской культуры. Тогда кажется невероятным, что он так прочно утвердился в олимпийском пантеоне за такой сравнительно короткий срок и что Гомер отвел ему столь влиятельную роль в своей «Илиаде», события в которой происходят в тот период истории, когда в греческом мире нет даже следов его присутствия.

Аполлон проводил зимние месяцы в Гиперборее, в течение которых Дионис правил Дельфами, которые неоднократно описывались как его любимое место и место появления на свет его матери. Но когда древние писатели упоминают конкретно «гиперборейского Аполлона», они всякий раз делают это только в связке с Пифагором и Абарисом. Не ясно, решили для себя поклонники Пифагора в Кротоне, что перед ними «Аполлон, прибывший из Гипербореи», до того, как Абарис нашел его, или уже после этого. Если бы это событие случилось раньше, оно было бы еще более примечательным.

В любом случае это необычный способ описать грека, который вообще никогда не путешествовал на север, не говоря уже о Гиперборее. Ключевое различие между греческим Аполлоном и гиперборейским Аполлоном, по-видимому, заключается в том, что Аполлон, почитаемый гиперборейцами, является шаманским богом, богом ужаса и экстатической одержимости, а также, по-видимому, богом, способным воплощаться в физическое тело как истинный полубог, то есть ни бог, ни человек, а существо иной категории, по заверениям его почитателей в Италии.

logo



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.