Античную цивилизацию называют не только греко-римской или полисной, её именуют также средиземноморской. Первые античные полисы возникли в бассейне Эгейского моря, затем в ходе Великой греческой колонизации (VIII—VI вв. до н. э.) они появляются на островах и побережье Средиземного и Чёрного морей. Платон говорил, что греки живут по берегам Средиземного моря, как лягушки по берегам болота.
Античные города
После походов Александра Великого множество греков переселилось в полисы, основанные на завоёванных на Востоке территориях вплоть до Средней Азии и современного Афганистана. Однако достаточно жизнеспособными и долговечными оказались только те полисы, что располагались к западу от Евфрата, вблизи от Средиземного моря. Остальные постепенно потеряли свою мощь и античные черты.
Римская империя к началу новой эры вышла далеко за рамки Средиземноморья. Её северные рубежи проходили по рекам Рейн и Дунай. На территории Центральной и Западной Европы постепенно возникают города античного типа, распространяется античная культура. Однако все крупнейшие центры этой культуры, самые многолюдные и богатые города (полисы и муниципии) были расположены на островах и побережье Средиземного моря или поблизости от него. Большая часть населения империи проживала в Средиземноморье. Почти исключительно из этих приморских областей происходили её правители и полководцы, писатели и философы Таким образом, в основе своей римская цивилизация была средиземноморской.
По мнению большинства исследователей-антиковедов, греко-римская цивилизация является локальной: и полис, и вся античная цивилизация могли существовать и нормально развиваться только в особых географических и природно-климатических условиях Средиземноморья.
Климат античной цивилизации
Острова и прибрежные области Средиземного моря расположены на трёх разных континентах. Но по геологической структуре, рельефу, климату, характеру растительности, образу жизни и даже внешнему облику своих обитателей они относятся к одному и тому же средиземноморскому миру. Приморские районы этого мира отделены от материковых поясом гор и пустынь. Плоские равнины в Средиземноморье встречаются редко. Горы и холмы занимают почти три четверти его территории.
Реки Средиземноморья, как правило, не очень большие, несудоходные, меняются в зависимости от сезона: после зимних дождей они бурные и полноводные, а летом практически полностью пересыхают.
Средиземноморский климат — особый вид сухого субтропического. Год делится не на четыре, а только на два сезона: мягкую дождливую зиму, продолжающуюся с ноября по март, и тёплое сухое лето — с апреля по октябрь.
Мореплавание в Античном мире
Римляне, столь уверенно чувствовавшие себя на суше, всегда с опаской относились к морю. Катон Цензор (234— 149 до н. э.), считавшийся образцовым гражданином, говорил, что за всю свою жизнь он совершил только три поступка, о которых ему пришлось пожалеть: однажды он целый день прожил без завещания, поскольку отменил старое, а новое написал не сразу, в другой раз послушался жену и поступил так, как советовала женщина, а в третий — добрался по морю туда, куда можно было добраться по суше.
Из-за опасностей, связанных с морскими перевозками, угроза голода и эпидемий постоянно тревожила обитателей Средиземноморья. Однако и у греков, и у римлян многие государственные деятели хорошо понимали, что господство над морем (грен. «талассократия») обеспечит господство над всем средиземноморским миром. Ведь государство, которое захватит контроль над главными морскими путями и покончит с пиратством, не только избавит своих граждан от угрозы голода, но и сможет решать, кому из обитателей Средиземноморья голодать, а кому нет, и тем самым приобретёт над ними громадную власть.
В конце V в. до н. э. господство над морем попытались захватить афиняне, но эта попытка закончилась крахом после провала их Сицилийской экспедиции (415—413 гг. до н. э.). ВI в. до н. э. прочное господство над морем установили римляне. После этого всё Средиземноморье на многие столетия оказалось под их властью.
Политическая жизнь в античной Греции
Достаточно даже беглого взгляда на карту Древней Греции (Эллады), чтобы понять: политическая история этой страны не могла быть однообразной, спокойной. Природно-географические условия юга Балканского полуострова — горный ландшафт, изрезанная береговая линия, обилие островов — порождали крайнюю политическую раздробленность. И эта раздробленность на протяжении всей античной эпохи оставалась определяющей чертой греческой цивилизации. Эллада в древности не была единым государством; она делилась на несколько сотен отдельных политических единиц — полисов. Полисы могли иметь разное значение и величину — от относительно крупных до крохотных, но каждый из них представлял собой независимое государство.
Наибольшее распространение он имел в Южной Греции (Пелопоннес), на островах Эгейского моря, в заморской Ионии (западное побережье Малой Азии). А на окраинах полисного мира, в более отсталых областях Северной и отчасти Средней Греции, где полис не получил полного развития, преобладал иной тип государственного образования (этнос), сохранявший пережитки древнего племенного устройства.
Однако все государства Эллады были объединены общей исторической судьбой, единым цивилизационным развитием, Важнейшие процессы — колонизация, законодательные реформы, возникновение тирании, эволюция религии и культуры — не ограничивались рамками того или иного полиса. Они распространились на весь греческий мир. Раздробленность и единство — эти два начала определяли всё бытие древнегреческого общества.
Политическая жизнь античной Греции развивалась на трёх взаимосвязанных уровнях: на уровне отдельно взятого полиса, на уровне межполисных контактов и на уровне отношений с иными, негреческими государствами. Далеко не все важные события известны учёным в равной мере. Особенно много белых пятен во внутренней истории полисов. Только в отношении Афин её можно проследить последовательно. Что касается некоторых других полисов (Спарта, Коринф, Милет), то известны лишь отдельные периоды их истории. А о многих городах-государствах (будь то Орхомен в Беотии или Кидония на Крите, Тегея на Пелопоннесе или малоазийские Кимы) мы не знаем почти ничего.
Отношения античных греков с варварами
До Греко-персидских войн греки отнюдь не считали для себя зазорным вступать в тесную дружбу с иноземцами и родниться с ними. Так, афинские аристократы Солон и Алкмеон бывали при дворе лидийского владыки Крёза, получали от него богатые дары. Алкмеон даже назвал Крёзом одного из своих сыновей. Другой знатный афинянин — Мильтиад (марафонский победитель) был женат на дочери фракийского царя. На их родине эти связи служили предметом гордости. После Греко-персидских войн такие отношения стали почти невозможными. В IV в. до н. э. знаменитого оратора Демосфена его враги всячески порицали и осмеивали за то, что его бабкой по матери была знатная скифянка.
Философ Аристотель, обобщивший и подытоживший классическую цивилизационную традицию, выражался предельно категорично. «Варвар и раб по природе своей понятия тождественные». Налицо исторический парадокс; время высшего процветания Эллады, политического могущества, пика развития культуры было и временем наибольшей «закрытости» греческого общества, как бы замкнувшегося в горделивом одиночестве, отгородившеюся от всех соседей. Вряд ли это было полезно для цивилизации. И не в той ли самой закрытости коренятся (во всяком случае, отчасти) причины недолговечности «греческого чуда», появления впоследствии кризисных явлений?
Делосский союз, изначально задуманный как равноправное объединение полисов, превратился в структуру совершенно нового, неизвестного ранее в древнегреческой истории типа — Афинскую морскую державу. Гегемония Афин становилась всё более полной и переросла в абсолютное, ничем не ограниченное господство. Города-союзники стали городами-подданными.
Каков был бы этот путь, остаётся только предполагать. Но ясно, что начала свободы, рационального мышления, свойственные эллинам, были бы, скорее всего, подавлены. Восторжествовали бы принципы бюрократизма, верноподданничества, традиционно-религиозный тип мировоззрения.