Ребенку до года снится вся его жизнь, а если ребенок смеется , то это значит, что его забавляют ангелы. Более того, ребенок до семи лет – безгрешен, он и сам подобен ангелу. Поэтому и символы в детских снах имеют совсем иное значение, нежели в снах взрослых людей. Ребенок не подвержен дьявольским искушениям, его сны зачастую сбываются не символически, а напрямую, или символы обозначают лишь то, что душа спящего ребенка находится в потустороннем мире.
Особенности снов у детей
В течение жизни приходится сталкиваться с различными проблемами, связанными с нашим развитием: эмоциональными, интеллектуальными, духовными и физическими.
Если их решают успешно, они помогают взрослеть. Они также служат причиной некоторых интересных и убедительных сновидений, и кое–какие из них помогают преодолеть проблемы и перейти к следующей стадии своего развития.
Нам известно, что сны отражают самые затаенные стремления и желания. Поэтому по мере того как мы растем и развиваемся, сны отражают ту борьбу, которую мы ведем, чтобы приспособиться к неизбежным переменам в жизни. Вы надеетесь, что проблемы трехлетних и тринадцатилетних детей будут отражаться в их снах, но на самом деле и сами эти проблемы, и их отражение в детских снах будут зависеть от индивидуальных различий, от того, как дети спят, и от их познавательных способностей.
Дети, молодые люди и старики во время сна проводят разное количество в циклах БДГ.
- Новорожденные проводят в цикле БДГ 50% от времени сна,
- двухлетние дети – около 30%.
- Люди в возрасте от 25 до 50 лет – приблизительно 25%.
Со временем наш суточный ритм меняется, и мы начинаем проводить в цикле БДГ еще меньше времени. Поскольку цикл БДГ – это та стадия сна, когда мы видим основную массу сновидений, то, разумеется, с возрастом количество времени для сновидений тоже меняется.
Сны детей при рождении и до него
Помимо значительного эмоционального и психологического содержания, сна, как мы знаем, имеют важную биологическую функцию. Следовательно, можно предположить, что сны снятся людям прямо с самого начала их жизни. И действительно, даже в утробе матери у детей наблюдается цикл БДГ, который означает, что даже еще неродившиеся дети видят сны.
Однако недавние исследования дают возможность предположить, что роль цикла БДГ у детей в утробе матери скорее имеет отношение к развитию глазных двигательных мускулов. Но некоторые ученые оспаривают эту теорию, спрашивая, почему же мы сохраняем цикл БДГ в течение всей жизни, даже после того как наши глазные мускулы развиты полностью. А другая группа ученых считает цикл БДГ побочным продуктом электрических разрядов в нашем мозгу, даже у эмбрионов, который никогда и ничего не значил для человеческой души и физического состояния человека.
Поскольку мозгу эмбриона еще не полностью сформирован, вряд ли эмбрионы в состоянии видеть сны в нашем понимании этого слова. Фактически мозг у ребенка все еще продолжает развиваться в течение долгого времени после рождения. Он не просто становится больше по своему объему, он создает нейронные связи, необходимые для того, чтобы думать, чувствовать, помнить – и все это проделывать очень быстро.
При рождении приблизительно 100 миллионов нейронов, содержащихся у ребенка в мозгу, образуют более 50 триллионов синапсов. В первые месяцы жизни количество синапсов возрастает более, чем на 1000 триллионов.
Это поразительно быстрое развитие происходит при наличии надлежащей обратной связи (исследования показывают, что при должном эмоциональном подпитывании происходит стимулирование развития мозга!), поощрении, заботе и конечно, же отдыхе. Новорожденные обычно спят по меньшей мере 16 часов в день, и они проводят около 50% времени в цикле БДГ.
Поскольку мы точно не знаем, как работает механизм сновидений у людей разного возраста, мы не можем сказать, какие сны могут снится маленькому ребенку. Ученые даже не могут прийти к соглашению по вопросу, снятся ли им сны вообще!
В зависимости от того, насколько развита у ребенка способность помнить, он может во время цикла БДГ проигрывать заново события дня. Возможно, его сны принимают форму простых ощущений: он вспоминает, как его кормят, берут на руки, как он мерзнет, мочит пеленки, сидит в утробе матери.
С точки зрения развития подобные образы и эмоции могут укрепить эту новообретенную функцию мозга, так же как и заложить основу для новых нейронных каналов. Ясно одно: ребенок развивается все двадцать четыре часа в сутки, за первые десять дней своей жизни его мозг использует энергии в два раза больше, чем мозг взрослого человека. Следовательно, роль сновидений, пусть и рудиментарная, имеет очень большое значение для развития ребенка.
Темы снов у годовалых детей
- Не задумывались ли вы когда–либо над тем, какие сны снятся годовалому малышу?
- Не приходилось ли вам наблюдать, как он делает во сне губами сосущие движения и хватается за воздух? (Может быть, ему снится следующее кормление?)
- И не казалось ли вам, что шестимесячной малышке снится кошмар? (Может быть, она испугалась, что над ее кроваткой что–то летает, а это был всего лишь мобильник яркого цвета).
- Может быть, этим и объясняется то, что она с плачем просыпается не вовремя, и она не мокрая и не голодная?
Поскольку ваш ребенок не может объяснить, что с ним происходит, вы можете только гадать над тем, какие образы проносятся перед ним во сне и что он чувствует. Ученые ломают головы над тем же.
Темы первых снов у детей касаются их повседневной жизни: чувства безопасности окружающего мира, ощущения власти над своим телом у малыша, а позже ощущения того, что он не будет наказан за свои недобрые желания.
«Один шажок за раз», правильно? «Ты должен ползать, прежде чем научишься ходить», не так ли? И мы можем поспорить, что вы научились складывать, прежде чем вы научились вычитать и прежде чем научились умножать, разве не так?
Все это – достаточно стандартные, очевидные вещи и высказывания (за исключением ползания: около 20% детей перепрыгивают через эту фазу своего роста). Важно то, что мы учимся, взрослеем, развиваемся и растем в соответствии со стадиями развития. В отличие от греческой богини Афины мы не выпрыгиваем из головы Зевса уже полностью сформировавшимися.
Особенности снов у детей от года до 3–х
Вы никогда не задумывались над тем, почему игра в «ку–ку» всегда пользуется такой огромной популярностью у детишек до двух лет? Помимо того что эта игра очень проста и забавна, она является важным инструментом познания для растущero малыша. Всякий раз, когда взрослый прячет лицо, а потом открывает его, малыш трудится над развитием памяти. Он учится запоминать и картинку в своем мозгу, и лицо, которое внезапно прячется.
Сначала все происходит по принципу «с глаз долой – из сердца вон». Когда лицо прячется, ребенок его забывает – чем, и объясняется его восторг, когда лицо появляется снова. Но вскоре ребенок запоминает лицо, удерживает его в своем мозгу и может «предсказать» его появление.
Какое это имеет отношение к способности видеть сны? Очень большое. Результаты исследований, изложенные в «Энциклопедии сна и сновидений» (1995), дают возможность предположить, что до трехлетнего возраста детям, вполне вероятно, сны не снятся вообще. Одной из причин для подобного предположения является неспособность маленького ребенка вызвать в своем воображении массу предметов, мыслей и воспоминаний о предмете, если этот предмет отсутствует.
В такой ситуации игра в «ку–ку» для малыша не получается. А для того чтобы видеть сны, надо, чтобы она получалась хоть на каком–то уровне. Эти исследования также показывают, что у детей в возрасте трех–пяти лет сна обычно не имеют никакой сюжетной линии, они фрагментарны и не имеют сколь – либо сильного эмоционального аккомпанемента, в них сам ребенок не является главным действующим лицом. В возрасте пяти–семи лет такое положение начинает меняться.
В этом возрасте ребенок уже достаточно развил свои интеллектуальные способности; его мозг уже созрел, чтобы воспроизводить предметно–изобразительные образы. Однако хотя большинство детей к девятилетнему возрасту уже обладают визульными и интеллектульными способностями видеть такие же сны, какие видят взрослые люди, некоторые из более изощренных видов сновидений (например, видеть себя и участником, и посторонним наблюдателем) для них остаются недоступными до отроческого возраста.
Но Погодите. А как же быть с тем фактом, что дети в возрасте трех–шести лет, по словам доктора Дэвида Фулкеса, часто рассказывают о своих ночных кошмарах? И можем ли мы поверить тому, что ребенок до трех лет не обладает никакой визуальной памятью?
Доктор Ричард Фербер, директор Педиатрического центра расстройств сна при детской больнице в Бостоне и автор книги «Решите проблемы сна вашего ребенка» (1986), говорит„что даже двухлетние дети рассказывают о своих снах, если их разбудить во время цикла БДГ! Он также говорит, что ребенок до двух лет не понимает, что такое «сновидение», поэтому мы не можем с уверенностью сказать, видят или не видят сны маленькие дети. Одно абсолютно ясно: изучение сновидений, особенно у маленьких детей, далеко не завершено.
Мы считаем, что, как только ребенок начинает испытывать сильные эмоции – беспокойство, страх, удовольствие, радость – и развивает у себя способность к воспроизведению мыслей и эмоций в своих снах, он начинает понимать, что такое сны. И, сны отражают заботы реальной жизни. Хотя сны могут снится человеку с самого начала его жизни, они переживаются скорее как нечто «воспринятое», чем «осознанное». Способность отличать реальность от сна, отличать «я» от «не я» – это уже более поздняя веха в развитии человека, достижение которой указывает на способность ребенка осознавать сны как нечто происходящее в его спящем мозгу.
Но мы считаем приобретение этой способности не просто вехой, а скорее типом продвижения «шаг вперед, шаг назад». Вот почему иногда малышу бывает трудно поверить, что чудовище из его сна сегодня вовсе не сидит на лестнице, хотя в другие ночи он с готовностью с этим соглашается. Итак, на наш взгляд, умение видеть сны, так же как умение ходить, требует времени и практики.
Что означают сны у детей дошкольного возраста
Детям в возрасте от трех до шести лет приходится примиряться со многими сексуальными и агрессивными импульсами. Ребенок может играть в «доктора» с другими детьми или сам с собой.
На этом «эдиповом» этапе развития в снах у детей могут появляться чудовища, животные и другие примитивные существа. Дети часто бывают великанами или львами – или же им приходится убегать от них. Как мы уже говорили раньше, животные в наших снах представляют собой животную часть нас самих, ту часть, которая существует в каждом из нас вне зависимости от нашего возраста.
Именно в возрасте от трех да шести лет у детей бывает самый глубокий сон без сновидений. Во время одного эксперимента детей, спящих в наушниках, не могли разбудить во время стадии 4 глубокого сна, несмотря на громкие жужжащие звуки в 123 децибел – звуки, похожие на шум едущего мотоцикла, которые детям поступали в оба уха. Вполне вероятно, именно во время стадии 4 глубокого сна становятся возможными хождение , разговор во сне и ночные ужасы.
Почему детям снятся кошмары?
У детей в возрасте от трех до шести или семи лет кошмары – обычное явление. Внутри самого ребенка также живут страхи. Например, желание ребенка, чтобы папа исчез, а мама осталась только с ним одним – это пугающее чувство. Или желание, чтобы куда–нибудь делся новорожденный братик или сестричка. Сильное желание пугает ребенка, потому что он знает, что его за это могут наказать.
Вы можете избавить своего ребенка от ночных кошмаров, если убедите его в том, что вы защитите его и с ним ничего плохого не случится. Вы можете открыть чулан, чтобы показать, что никакого чудовища там нет, но, как утверждает доктор Фербер, гораздо важнее внушить малышу, что вы не позволите никому причинить ему какой–либо вред. Днем побеседуйте с ним о различии между реальностью и сновидением, но, в зависимости от возраста ребенка, он может этого и не понять. Вы можете также попросить вашего малыша нарисовать его страшный сон, а затем предложить нарисовать то, как ему хочется закончить этот сон, чтобы он мог восторжествовать над чудовищем из своего сна.
Что означают сны у детей младшего школьного возраста
К семи годам дети обычно перерастают свои ночные кошмары, поскольку они уже многое преодолели в своем развитии. В их снах появляется большое количество действующих лиц – включая и самого сновидца и его родителей – и они представляют собой реалистические сцены из школьной жизни или игры.
Именно в этом возрасте ребенок, освободившись от видений, о которых мы говорили выше, может сконцентрироваться на изучении физического, интеллектуального, социального и художественного миров.
Ребенку могут снится сны о том, как он учится в школе, а могут и не снится. Возможно, он нервничает из–за предстоящего экзамена или волнуется по поводу своего домашнего задания. Может быть, ему снится, что во время футбольного матча он отбил десять голов.
В возрасте семи лет дети выстраивают для себя четкую систему равенства. В детских снах может проявиться желание как–то выделиться. В это время дружеские взаимоотношения у детей – преобладающая тема их снов, хотя основной темой может стать их собственное физическое самочувствие; также сны затрагивают темы голода, жажды и сонливости. И это вкупе с интересом к общественным взаимоотношениям ставит их на такую ступень развития, что они даже бывают способны отвлечься от своих непосредственных нужд и желаний.
Будет ли ребенок принят первым или последним в футбольную команду – сказывается и на эмоциональном состоянии, и на содержании его снов. Нет ли в школе сильного нахала, который отнимает у него завтраки? Нет ли там учителя, которого он боится? Возможно, вашему ребенку трудно сообщить вам об этом, но если удастся создать дома такую атмосферу, в которой он спокойно расскажет о своих снах, вы сможете узнать о его проблемах из этого источника.
В это время в детских снах также начинает запечатляться разница полов, хотя, согласно Роберту Ван де Кэслу – это может проявиться и намного раньше. Однако семилетним детям обычно снятся сверстники одного с ними пола. В снах мальчиков часто присутствует агрессивность, у девочек ее нет. В снах девочек чаще присутствуют знакомые персонажи – обычно в их снах вообще бывает больше действующих лиц, чем у мальчиков, в чьих снах бывает больше неодушевленных предметов. Зависит ли это от природы, питания или же от сложного взаимодействия того и другого – все это еще предстоит рассмотреть.
Главные этапы развития личности ребенка и их отражение в снах
Доктор Д.В. Уинникот, известный английский педиатр и психоаналитик, работавший в середине xx века, однажды сказал: «Такой вещи, как ребенок, не существует». Он имел в виду, что ребенок не существует сам по себе, а только вместе со своей матерью.
Со временем ребенок развивается в отдельное человеческое существо и обретает уверенность в том, что он на самом деле является индивидуальностью. Процесс развития самоосознания требует времени, и когда это происходит, ребенок начинает скорее осознавать, чем просто воспринимать сна. Как только ребенок начинает что–то делать для себя сам, он становится менее зависимым от забот, необходимых для его выживания.
Эрик Эриксон, автор книги «Личность и цикл жизни» (1980) и других книг, потрясающих основы общепринятой науки о развитии человека, считает, что процесс роста происходит поэтапно. Каждый этап преодолевается ребенком частично. Каждый этап является кумулятивным, ему необходимо прийти в согласие с психобиологическими целями организма в определенном порядке.

Первый этап простейших сновидений у детей
Эриксон называет первый этап «Основное доверие вместо недоверия». Иными словами, первая задача ребенка – находиться в состоянии доверия к своему миру. Он нуждается в том, чтобы его кормили, купали, перепеленывали, брали на руки и клали в кровать соответствующим и предсказуемым образом. Если это так и происходит, то ребенок вступает в годовалый возраст с твердым ощущением того, что мир – это приятное место, в котором он не является лишним.
Если мы согласимся, что ребенок может видеть рудиментарные сны, то они могут концентрироваться вокруг ощутимых воспоминаний о том, как его кормят, качают в люльке, или о беспокойстве, связанном с голодом или каким–либо другим дискомфортом. Доктор Фербер утверждает, что ночные кошмары годовалого ребенка имеют очень простое содержание: жало пчелы или взятие крови на анализ. А потом, поскольку он не в состоянии отделить сон от реальности, ребенок с трудом понимает, что сон–то уже кончился. Помните, он все еще учится «осознавать», вместо того чтобы «воспринимать» свои сна.
Доктор Брюс Перри из Медицинского колледжа в Бэйлоре, говоря о детях, обделенных родительской заботой или обиженных ими, в весенне–летнем выпуске журнала «Ньюсуик» (1997) пишет о том, что травма повышает уровень стрессовых гормонов, таких как кортизол. Высокий уровень кортизола в первые три года жизни может привести к тому, что детский мозг станет чрезвычайно чувствительным даже к проигрыванию травмы во сне. Нормальный уровень беспокойства у детей может привести к тому лее.
Вероятно, стрессы, связанные с тем, что ребенка оставили с незнакомой няней, с чувствами голода, холода, мокроты, духоты, могут снова испытываться ребенком в его простейших снах, и они–то и являются ранней формой ночных кошмаров.
Возраст «Нет!» и его отражение в снах
Малыш, начинающий ходить – это хозяин Все ленной. Или по крайней мере он заставляет вас в это поверить.
- Он обнаруживает волшебное слово «нет» и с его помощью сводит с ума своих родителей.
- Он обнаруживает, что способен контролировать свое собственное тело, включая кишечник и мочевой пузырь. О
- Он может ублажить родителей, прибегнув к ночному горшку, или вывести их из терпения, обойдясь без него.
- Он исследует окружающий мир с уверенностью и энтузиазмом первопроходца.
Но внезапно он пугается и липнет к маминой юбке.
Что означают сны у детей на этапе "Автономии"?
Эриксон называет этот этап развития «Автономия вместо стыда и сомнения». На этом этапе малыш должен понять, что в этом мире он может свободно передвигаться, но не настолько свободно, чтобы чувствовать себя одиноким.
Именно родители призваны восхищаться его возможностями, но не требовать от него многого, чтобы он не начал сомневаться в себе. Наоборот, родителя: Не следует смеяться Над малышом или не обращать внимания на его достижения, иначе он начнет стыдиться или перестанет верить в свои возможности.
На этом этапе сна отражают эти неустойчивые чувства: стыд, сомнения, гордость, неукротимость и зависимость. Поскольку специалисты по детскому развитию утверждают, что одним из признаков этой фазы является образное мышление, то можно считать, что двухлетние дети способны видеть сны.
Приблизительно в это же время дети учатся говорить и могут описать свои сны. Их сны отражают стремление к независимости, но могут также содержать в себе и страх перед слишком большой независимостью.
Принципы толкования детских снов по соннику
Дети чаще, чем взрослые, видят во сне дарителей, проводников, колдунов, предсказателей и пр., потому что Господь поддерживает их на пути из потустороннего мира в этот. В снах мальчика это – и старец, и цыганки, и колдунья гадалка. Но особенно часто проводники встречаются в снах инициациях.
Сны подростков также, не поддаются обычному толкованию. Они чаще всего просто означают переход от детства к юности, посвящение, приобщение к памяти рода, семьи.
Вообще сны, означающие инициацию, снятся людям перед изменением их статуса: женщине – перед родами, юноше – перед армией, перед поступлением в институт, при приобщении к тайным знаниям и т. п. Символы в этих снах обозначают именно инициацию, и ничто другое. Однако бывает непросто отличить такой инициационный сон от вещего сна с традиционной символикой.
Толкование похорон в детском соннике
Взрослому бы похороны маленькой девочки приснились к ее, например, выздоровлению от болезни. Вода для взрослого означает беду, ломать стену – к покойнику, камень – неприятности, слезы, цыгане – обман, грязные нитки – болезнь. В общем, ничего хорошего взрослому сновидцу эти сны предвещать не могут, только маленькой Ирине первый сон сулит жизненные блага.
Совсем иное – ребенок. Похороны Ирины и ее воскрешение в присутствии Христа означают то, что и она, и мальчик сновидец пока находятся в непосредственной близости от Божественного престола и напрямую общаются с Господом. Стена, которую по указанию Христа ломает мальчик, и освобожденная чистая вода говорят о том, что сновидцу пока рано окончательно оставлять Божественный мир. А вот камень в следующем сне уже означает переход в этот мир, закрепление в нем, как, собственно, и нитки.
Примеры толкования детских снов
Для того чтобы научиться понимать детские сны, разберем пример.
Я вижу, как я играю на лугу, где много цветов, над ними бесшумно порхают бабочки, похожие на крылатые цветы необычайной окраски. Ярко светит солнце. Рядом со мной моя мама. По небу плывут белые облака, как будто корабли, подняв паруса. Я выбираю самые красивые цветы, срываю их и приношу маме, а она складывает их в букет. Вдруг в небе появляется темная грозовая туча. Она растет на глазах и становится похожей на черное тело дракона. Она покрыла солнце, как будто проглотила его своей пастью.
Раздаются раскаты грома. Я играю на краю глубокой ямы, похожей на колодец, и вдруг проваливаюсь в нее. Мне не за что ухватиться руками, не на что опереться ногой. Вокруг никого нет. Я вижу, как подо мной во мраке блестит вода.
Если бы этот сон приснился взрослому человеку, то он однозначно стал бы для сновидца предвестием самого дурного: цветы снятся к слезам, могут даже к смерти; солнце, скрывающееся за тучей, предвещает смерть, падение в яму, тем более – в колодец – тоже знак смерти.
Однако перед нами детский сон, а ребенку во сне смерть никогда не предсказывается (вовсе не потому, что детям умирать рано – на все воля Божья, а потому, что маленький ребенок в принципе еще не совсем принадлежит к миру живых, он как бы находится в маргинальном положении, между миром живых и миром мертвых, то есть «умирать» он может как в этом мире, так и в том).
Итак, цветы и солнечная поляна здесь означают лишь то, что душа спящего ребенка пребывает в потустороннем мире. Туча, закрывающая солнце, указывает на то, что душа сновидца отдаляется от счастливого божественного мира, а падение в колодец – смерть, но только смерть ТАМ, а здесь – скорее уж рождение, так сказать, окончательный переход в этот мир.
Рассмотрим еще один детский сон
Я в больнице. Прошел тихий час, наступило время посещений. Ко всем приходят родители (я знаю это но не вижу никого вокруг, кажется, что я совсем одна, одна в отделении, а может во всем здании). Ая сижу в полутемном коридоре (окна далеко, искусственное освещение не включено) и жду свою маму.
Пристально смотрю на край шкафа, за которым дверь в отделение (самой двери не видно, а передвинуть стул, чтобы было видно, почему то нельзя). Я жду. Жду напряженно и «пристально». Жду. Наконец вижу, что из за шкафа наконец то показывается моя мама. Чувствую буйную, острую радость. Дальше есть два варианта.
Она выходит и идет ко мне. А я почему то не могу оторвать взгляда от шкафа. И радость почти мгновенно сменяется отчаянием. Опустошающим отчаянием от того, что я вижу, что оттуда выходит еще одна мама. Точно такая же, в той же одежде, с тем же добрым, родным выражением лица. И я понимаю, что не могу отличить, которая из них моя настоящая МАМА. А коридор почему то становится шире и длиннее, они идут ко мне, но не приближаются. А из за шкафа появляется еще одна, и еще. Тут (примерно) мне становится безумно страшно. Я ору и просыпаюсь.
Я отвожу глаза и вижу, что чуть левее, вместо процедурного шкафчика и стола постовой медсестры стоит точно такой же шкаф, из за которого тоже показалась моя мама, и еще левее, и еще. В перспективе в бесконечность уходит коридор, вдоль которого стоят одинаковые шкафы, из за которых показываются и начинают выходить мои мамы. И я понимаю, что не могу отличить, которая из них моя настоящая МАМА. Все детское существо восстает и бунтует против этого. Так не бывает!!! Так не является!!! Но я это вижу! Мне становится безумно страшно. Я ору и просыпаюсь.
Взрослому двойничество снится обычно к плохому, предвещает серьезные неприятности для того, кто снится в двух лицах. Детский же сон касается ребенка сновидца, а не кого либо другого, в данном случае – не мамы девочки.
Этот сон означает, что душа девочки находится между мирами, что она еще не укрепилась в мире живых. Поэтому и виденное, особенно во втором варианте, напоминает зеркальное отражение. Никакого дьявола здесь нет – ребенок не подвластен дьяволу (да и у мамы – доброе лицо, дьявол так не умеет). Просто мама здесь – помощник, проводник души сновидицы в мир живых, но девочке страшно окончательно расстаться с потусторонним миром.