В нижеследующей краткой истории алхимии мы встретимся с некоторыми из тех, кто, как говорят, достиг необычайного мастерства хризопеи, искусства изготовления золота. По пути мы увидим ряд замечательных свидетельств и нескольких несчастных, которые стали жертвами ловушек и капканов этого сложнейшего из оккультных искусств, начиная с того места, где мы остановились, со связи между алхимией и Эмпедоклом.
Собрание философов - алхимический текст
Впервые я столкнулся с идеями, непосредственно связанными с Эмпедоклом, когда прочитал чрезвычайно влиятельный алхимический текст XII века под названием «Turba Philosophorum» (Собрание философов), о собрании девяти греческих философов (досократических, включая Эмпедокла), для обсуждения алхимической философии. Председательствовал на этом собрании Пифагор.
«Turba Philosophorum» - это отчасти латинская версия оригинального арабского текста под названием «Мушаф аль-джа- маа» («Большая книга о собрании»), авторство которого было окончательно установлено относительно недавно, в 1950-х годах, как принадлежащее писателю-алхимику Усману ибн Сувайду, жившему в египетском Ахмиме около 900 года нашей эры. В Ахмиме был найден последний на данный момент фрагмент сочинений Эмпедокла, и он, по-видимому, имел очень давнюю связь как с алхимией, так и с досократической философией, как показывает в «Мушаф аль-джамаа» необычайная глубина знания и понимания ранней греческой философии во всех ее экзотерических и эзотерических аспектах несмотря на то, что это сочинение в то же время очень глубоко укоренено в исламе.
В «Турбе» Эмпедокл уподобляет расположение стихий в космосе яйцу, в центре которого находится Огонь, тогда как «лучом Солнца» является птенец. Этот пример перекликается как с пифагорейскими, так и с орфическими идеями, и положение стихии Огня в качестве центральной согласуется с нашим более ранним пониманием «Айдонея» как бога Огня.
Алхимики-последователи Эмпедокла
В исламе появились различные сочинения, приписываемые Эмпедоклу, ныне известному под именем Псевдо-Эмпедокла. Они пользовались широким влиянием в суфийских кругах и даже оставили свой след на мировоззрении великого андалузского святого ибн Араби (1165-1240), шейхе аль-Акбаре («величайшем мастере»). Текст, приписываемый чрезвычайно влиятельному мусульманскому алхимику Джабиру ибн Хайяну (ок. 721 - ок. 815 гг.), относится к алхимическим практикам таифат анбадакли, «последователей Эмпедокла».
Великий исламский мученик и мистик аль-Сухраварди, основатель суфийского учения Ишрака и часто упоминаемый как Шейх аль-Ишрак, «Мастер просветления», писал в XII веке о традиции изначальной мудрости, «предвечной закваске» (аль-хамира аль-азалия), которая в неустановленное время в далеком прошлом разделилась на западную и восточную ветви.
Примером западной ветви стали такие редкие мастера, как Пифагор и Эмпедокл. Аль-Сухраварди описывает, как эта ветвь пережила рационализирующие нападки аристотелизма и сохранилась в Египте, откуда она воссоединилась с восточной ветвью в Персии. Он указывает линию передачи: «Пифагорейская закваска перешла брату из Ахмима, а от него к путешественнику из Тустара и его спутникам».
Братом из Ахмима был Зуль-Нун аль-Мисри, почитаемый по сей день как один из первых великих суфийских святых ислама и иногда называемый «главой суфиев». Его учеником, «путешественником из Тустара», был Сахль аль-Тустари, через которого эзотерическая пифагорейская традиция проникла в различные последующие суфийские линии и распространилась по всему исламу.
Именно в Ахмиме был найден Страсбургский папирус с важными фрагментами сочинений Эмпедокла, и именно там Зуль-Нун жил всего за поколение или около того до автора «Турбы», ибн Сувайда, которого он, возможно, даже учил. Еще один алхимический текст ибн Сувайда составил первую из многих последующих суфийских книг, получив название «Книга красной серы» (Китаб аль-кибрит алъ-ахмар).