Тайны и загадки цивилизации индейцев пуэбло в Нью-Мексико

Около 7000 О до н.э. в пыльном котле Большого Бассейна (в основном на территории Юты и Невады) поселились собиратели- охотники. Около 100 н.э. индейцы аиасази («предки врагов» на языке навахо) начали создавать свою своеобразную культуру. Перейдя к возделыванию кукурузы и фасоли, они перестали кочевать и осели в землянках. Период пуэбло (деревень) начался около 700 н.э. с появлением надземных жилищ.

Более 300 лет индейцы пуэбло в Нью-Мексико выжимали все, что могли, из суровой окружающей среды. У подножия обрывов на дне каньона Чако они выстроили свое жилье – фактически единое здание, в котором 700 комнат.

Остатки архитектуры индейцев пуэбло

Между IX и XII в. предки нынешних индейцев пуэбло выстроили огромный «кооператив» Пуэбло-Бонито (на переднем плане) в каньоне реки Чако (северо-запад штата Нью-Мексико). По каньону тянутся дороги, которые соединяют аналогичные поселки, но иногда просто обрываются. Считается, что у их сети ритуальный смысл: возможно, это схема «индейского космоса». Селение из 700 комнат на 3 этажах в плане напоминало букву Э, которая дугой упиралась в обрыв, а южной, прямой, стороной выходила к речушке Чако.

Жилой комплекс образует на плане огромный полукруг, обращенный своей прямой стороной к югу – речушке Чако. Его 700 комнат расположены террасами – как бы амфитеатром – вокруг центрального двора. Входили в пуэбло по лестнице через его прямой фасад. Общая площадь комплекса – 1,5 га: это был самый большой в мире многоквартирный дом до 1882, когда этот «рекорд» был превзойден в Нью-Йорке.

В 1849 лейтенант армии США Джеймс Симпсон участвовал в карательной экспедиции против индейцев навахо в Нью-Мексико. Как-то он разбил лагерь у руин странного жилища – гибрида примитивной деревни и современного многоквартирного дома. Он записал свои впечатления в дневнике, который был опубликован в 1852: «В двухстах-трехстах ярдах ниже по каньону мы набрели на руины еще одного старого пуэбло, называемого Пуэбло-Бонито... Периметр его стен около 1300 футов (400 м). Судя по высоте, в нем было не менее четырех этажей с квартирами.

Сейчас на нижнем этаже можно различить 139 комнат... Несколько комнат среди развалин очень хорошо сохранилось. Стены одной из них сложены чередующимися слоями крупных и мелких камней – их закономерное сочетание производит очень приятное впечатление. Потолок этой комнаты тоже приятнее всех, что мы видели: его поперечные балки тоньше и многочисленнее, а лежащие поверх них продольные – диаметром всего около дюйма (2,5 см) и на удивление однородные. Они несколько напоминают окоренную лозу. С трех сторон этой комнаты находятся двери, каждая из которых ведет в соседнюю квартиру. Свет поступает через окно размером 2 фута х 8 дюймов (60 х 20 см) в северной стене».

Открытая Симпсоном террасированная постройка вызвала живейший интерес, но серьезные раскопки начались лишь через 50 лет. В конце XIX в. американские археологи выяснили, что Пуэбло-Бонито – это деревня, где в XII в. проживали порядка 1200 человек.

Повседневная жизнь индейцев деревне Пуэбло-Бонито

Пуэбло-Бонито – один из 13 похожих поселков в каньоне Чако. Основан Пуэбло-Бонито около 850. Стены возведены из камня и саманного (высушенного на солнце) кирпича и облицованы песчаниковыми плитами, между которыми трудно просунуть даже лезвие ножа – так плотно они подогнаны друг к другу.

Жизнь в Пуэбло-Бонито зависела от урожая, следовательно, от дождя и оросительных систем. Индейцы запасали воду, которая в ливни стекала по скалам в цистерны, откуда распределяли ее через сеть арыков по полям с кукурузой, тыквой и фасолью.

Постоянный дефицит воды для орошения полей был главной проблемой жителей Пуэбло-Бонито. Запасая максимум дождевой влаги в цистернах, они призывали ее на землю с: помощью тайных ритуалов. Для этих камланий использовались священные округлые колодцы (кивы), устроенные на центральном дворе. Были и маленькие, семейные, кивы (вверху) - их в «кооперативе» обнаружено три десятка. Гончарные навыки передавались от матерей к дочерям. Обычными стройматериалами были дерево и саманный кирпич, как и в случае этого пуэбло Пуйе, поселка на территории резервации Санта-Клара к востоку от каньона Чако.

Жителей объединяли религия и ритуалы. На центральном дворе Пуэбло-Бонито находятся несколько обширных круглых колодцев (максимальный диаметр 20 м). Эго были общие культовые камеры. Внизу по стене шла кирпичная скамья, окружавшая центральный очаг.

Индейцы жили в комнатах площадью около 5 х 4 м. Крыша состояла из двух крепких поперечин, поддерживавших бревенчатый накат, покрытый корой и ветвями ив. Сверху это обмазывалось саманом. Сооружение пуэбло в целом требовало колоссального руда – дерево доставляли за 80 км. Комнаты нижнего этажа открывались в центральный двор. У верхних единственным отверстием был люк на крыше, откуда спускалась лестница. Вероятно, они служили зернохранилищами. Основное время жители проводили на плоских крышах-террасах. Толстые стены защищали помещения от экстремальных температур. Полы покрывали ивовой корой, спали на шкурах.

Пуэбло-Бопито («Красивая деревня» по-испански) – замечательный памятник культуры североамериканских индейцев, которая существовала за 500 лет до прибытия в Новый Свет Колумба. В таких поселках жили люди каменного века, не оставившие записей, но их историю можно реконструировать по руинам жилищ и находимой среди них керамике.

Земледелие в Пуэбло-Бонито

Поселки юго-запада США всегда зависели от дождевой воды. Началась засуха, стоявшая порядка 50 лет. Многие жители Пуэбло-Бонито и других поселков каньона Чако мигрировали в более влажные края, например в район Меса-Верде в Колорадо. Следующая долгая засуха, в XIII в., оказалась роковой для культуры анасази. К началу XIV в. огромные «кооперативные дома» оказались покинутыми. Их жильцы перебрались на более плодородное полупустынное плоскогорье, до сих пор заселенное их потомками, племенами группы пуэбло, например, хони. А сами поселки-пуэбло занесло песком, и о них веками никто не вспоминал.

Жили здесь земледельцы. Они выращивали кукурузу, фасоль и тыквы, разработав за столетия эффективную систему орошения, необходимую в этом сухом жарком климате. Дождевая вода собиралась в цистерны и распределялась по полям системой бесчисленных мелких арыков.

Кукурузные зерна с помощью плоского жернова и каменного пестика растирали в муку. Из нее пекли лепешки типа мексиканских тортильяс, в которые заворачивали начинку из мяса, фасоли, орехов.

Мастерство гончаров и ткачей у индейцев пуэбло

Индейцы Пуэбло-Бонито были умелыми мастерами. Работали они на крышах. Мужчины в основном ткали на станках сумки, пояса, одеяла. Женщины специализировались на огромных хлопчатых пончо и изящных сандалиях из листьев юкки.

Возможно, самое впечатляющее наследие индейцев Пуэбло-Бонито – их расписная керамика. В отличие от типичных древних культур гончарами здесь были только женщины. Они лепили миски, ковши и кувшины, украшая их геометрическим рисунком. Считается, что декоративные узоры на керамике Пуэбло-Бонито навеяны плетеными изделиями. Для росписи использовались растительные краски.

Но больше всего в чужих краях ценились индейские бирюзовые бусы и мозаики. Одно ожерелье из могилы анасази состоит из 2500 крошечных бирюзовых шариков, каждый из которых тщательно обточен песчаниковым наждаком и просверлен кремневым острием.

Еще они делали одеяла из перьев разводимых ими индеек и завозимых с юга попугаев. Привлеченные местными изделиями сюда прибывали торговцы из глубин Мексики и тихоокеанского побережья.

logo