Гностические и неоплатонические труды были привезены во Францию в IX веке, где их перевел с арабского Иоанн Скот Эриугена, шотландский мистик из Ирландии. Впоследствии христианский мистицизм возродился как Тайна Святого Грааля. Однако, несмотря на практику алхимии у древних греков, до вторжений мавров алхимия была в целом неизвестна в Европе.
Первые переводы арабской алхимии на латынь
После того как в 1105 году Толедо был отвоеван у мавров, архиепископ Раймонд основал там Коллегию переводчиков, чтобы открыть европейцам доступ к арабским произведениям. Самым ранним из известных переводов арабской алхимии на латынь принадлежит англичанину Роберту из Честера. Эта был трактат «О составе алхимии» Мориена, в 1144 году.
Помимо этого, Роберт первым перевел Коран и арабскую форму математики, называемую «алгеброй». Его самой влиятельной работой был перевод Изумрудной скрижали из сочинений Джабира. Такие ученые, как Герард Кремонский в Ломбардии, Аделард Батский, Роджер Херефордский и Моисей Маймонид, постепенно открывали европейцам обширные знания арабского языка. В результате по всей Европе прокатилась волна алхимических исследований.
Европейцы занялись изучением алхимии
Некоторые из величайших умов того времени занялись изучением алхимии. Среди них были немецкий епископ Альберт Великий, появившийся на свет в Швабии в 1193 году, и его знаменитый ученик святой Фома Аквинский, францисканский монах Роджер Бэкон, родившийся в Сомерсете в 1214 году, и Арнольд из Виллановы, лекарь королей и пап, появившийся на свет в Валенсии в 1235 году. Идея Философского камня также оказала сильное влияние на менее возвышенные аспекты средневекового сознания, привлекая алчных, доверчивых и бесчестных, которых интересовало только золото.
Эти стяжатели, с одной стороны, бросали тень на алхимию, но, с другой стороны, своим практицизмом защищали ее, не давая Церкви заклеймить ее ремеслом еретиков. В то же время производство алхимического золота из порошка, попавшего в недостойные руки, или, чаще всего, искусно подделанного золота, достигло такого уровня, что в 1317 году папа Иоанн XXII издал указ, запрещающий практику алхимии.
До чего сильно прижилось к концу XIV века в Англии подобное шарлатанство, можно судить по Рассказу каноника в «Кентерберийских рассказах» Чосера, самом известном произведении того периода. Знакомство Чосера с языком алхимии и лабораторных операций, которое он блестяще и сатирически обыгрывает, наводит на мысль о предполагаемом знакомстве с этим предметом и со стороны его читателей, а также указывает на то, что он сам в свое время потратил впустую и время, и средства в поисках Камня.
Несмотря на запреты королей и пап, а также на все случаи жульничества и неудачи, сопряженные с попытками изготовить золото, алхимики продолжали изучать эту область и публиковать материалы по всей Европе.
Кем были европейские алхимики
Многие алхимики были из духовенства, в том числе аббаты, епископы и кардиналы. Алхимия называлась королевским искусством, поскольку многие короли и принцы занимались ею и либо обзаводились собственными алхимическими лабораториями, либо поощряли труд множества алхимиков, которых они нанимали.
Не было ничего необычного в том, что алхимики были чрезвычайно учеными людьми. Алхимики нередко были чрезвычайно образованными людьми. Многие из них много путешествовавшими в поисках алхимических знаний в то время, когда такие путешествия были очень тяжелы.
Этими людьми двигала вера в священную, преобразующую ценность Искусства, а также соблазнительные слухи о случаях подлинной трансмутации.
Некоторые слухи подтверждали надежные свидетели, в том числе ювелиры и церковники. В самом деле, если бы не предубеждение против трансмутации, отдельные хорошо обоснованные свидетельства были бы приняты как исторический факт.
К таким примерам относятся случаи, связанные с такими именами, как Сетон, Сендзивой, Гельвеций, Джеймс Прайс, Ласкарис и ван Гельмонт.