Неудивительно, что даже хорошо образованные люди, как правило, несколько смутно представляют себе, что такое алхимия. Это искусство всегда было таинственным и малопонятным. Его происхождение окутано мифами и легендами, сокрыто пологом тайны. Даже происхождение самого слова «алхимия» неясно, но о нем стоит задуматься. Всего есть три главных варианта, каждый из которых проливает свет на цель и происхождение искусства.
Алхимия - происхождение слова
В первом варианте оно происходит от слова «Хем», древнего названия Египта, с арабской приставкой «аль». Во втором варианте оно происходит от греческого слова «хемейя», означающего искусство литья металла. В третьем варианте оно происходит от еще одного греческого слова «хумейя», означающего искусство извлечения сока или лекарственных свойств из растений.
Первый вариант был наиболее распространенным, хотя существуют разногласия относительно того, что на самом деле означает слово «Хем». Обычно считается, что оно переводится как черный. Таким образом, Египет является «Черной землей». Здесь мы по ассоциации вспоминаем черный наносный ил, который на протяжении тысячелетий, несомый водами Нила, ежегодно покрывал равнины Верхнего Египта до тех пор, пока не была построена Асуанская плотина. Некоторые ученые утверждают, что корень слова «Хем» происходит от слова «мудрый». При таком варианте алхимия была бы «искусством из страны мудрых» (или «искусством мудрых»).
От чего бы ни произошло слово «алхимия», знакомое практически всем, оно и поныне обозначает одну из самых загадочных и наименее понятых из всех традиций эзотерической мудрости. Большинство людей связывают ее со средневековой идеей фикс научиться превращать неблагородные металлы в золото или со смутным представлением о магической трансформации.
До недавнего времени историки науки были склонны считать алхимию предшественницей современной химии, а алхимиков - заблуждавшимися адептами своей лженауки, которые тем не менее сумели установить некоторые полезные научные факты в ходе своих ошибочных экспериментов. Но как быть со всеми прелатами, князьями, святыми, первосвященниками, королевами и даже императорами, которые практиковали это искусство? Не говоря уже о таких выдающихся ученых, как Исаак Ньютон, Роберт Бойль и Ян Баптиста ван Гельмонт.
В конце XIX века в обществе эзотериков стало модным считать алхимию мистической символической системой самореализации. Сложный символизм считался уловкой, маскирующей истинную цель этого искусства.
Алхимия - наука или заблуждение
Алхимия - это не "старинная наука, корни которой теряются во тьме давно минувших веков", как уверяют приверженцы и последователи этого сомнительного искусства. Она возникла в III веке нашей эры, когда в Александрии жил некто Болос Демокритос, о наследии которого с некоторыми колебаниями пишут алхимики.
В своей книге "Бафика" ("О покраске") он пишет, как сделать обычные металлы похожими на золото и серебро, т.е. как подделывать драгоценные металлы и надувать неискушенных покупателей украшений. Первым действительно алхимическим автором был Зосимос из Панополя, живший на переломе IV и V вв. н.э. Его стихи, однако, как видно из сохранившихся отрывков, представляли собой смесь религиозного фанатизма и видений с крохами химических знаний, вероятно, полученных при чтении произведения Болоса Дсмокритоса.
Патрон всех алхимиков Гермес Трисмегистос, якобы автор тысячи книг и житель Древнего Египта, был в действительности анонимным европейским алхимиком, жившим в XV веке, и единственное его произведение так называемая "Смарагдовая плита".
От алхимии к химии
Неправда и то, что алхимия стала родоначальницей химии и что мы обязаны ей многими фундаментальными химическими открытиями. Человечество обладало значительными химическими знаниями, полученными опытным путем, задолго до возникновения алхимии, особенно в таких областях, как металлургия, керамика, глазирование, производство стекла, получение красок, соли, поташа, изготовление вина, пива, мыла, выделка кож и т.д.
Алхимические опыты были чрезвычайно однообразными, повторяющимися снова и снова в течение долгих столетий одинаковым способом. Многие открытия, приписываемые алхимии (например фарфора), были в действительности получены совершенно иначе.
Древний Китай алхимии не знал вообще — первое китайское алхимическое произведение "Чанг-Чунг" написано в XV веке и было результатом алхимического "увлечения" Китая арабскими мореплавателями, заплывающими в Кантон.
Известные алхимики
Ошибкой является также представление об императоре Рудольфе II как о человеке, которого с легкостью обманывали заезжие алхимики с помощью таких дешевых трюков, как куски золота в пустотелой трости и угле и т.п. Император занимался алхимией всю жизнь, сам производил лабораторные опыты, и кроме того, новых алхимиков подвергал тщательной проверке опытный ученый, человек необыкновенно широкого кругозора Тадеуш Гаек из Гайка. Конечно, некоторым алхимикам удалось завоевать доверие Рудольфа, например поляку Ссндивою, что ж, остается снять шляпу перед его ловкостью...
И, раз уж зашла речь об алхимиках, хочется сказать, что в Праге они никогда не жили на Золотой Улочке — местом их "прописки" была улица Новый Свет. На Золотой Улочке с 1597 до 1784 гг. жили семьи стрельцов Пражского Града. Ее название не связано с золотом, полученным алхимиками. "Золотой" улица была названа в насмешку над канавой, по которой "золото" текло прямо посреди улицы.
Однако один алхимик на Золотой Улочке все-таки жил, хотя и много лет спустя после кончины любителя чародейства Рудольфа. Им был венский профессор на пенсии Ф.Уде, который в двадцатые годы XIX столетия купил за 400 злотых домик N 19 и занимался лабораторными опытами по книгам, купленным на толкучке в Гавелской улице, где, помимо прочих, располагались лавки еврейских букинистов и антикваров. Ранним утром 1 июня 1831 года раздался взрыв и звон стекла, показалось пламя над крышей дома N 19. Несчастного алхимика нашли в домике бездыханным. Ну и, как это обычно бывает, сразу возникла красивая легенда — господин профессор держал в остывающей руке кусок золота...