«Что касается родственных божественных связей, Эрос, по мнению некоторых, самый старый и самый великий из богов». Бессмертный бог Эрос появляется на страницах творений греческого поэта Гесиода, жившего восьмом веке до нашей эры, в качестве одного из четырех первоначальных божеств.

Эрос и Психея в мифологии

В греческой мифологии Эрос, сын Хаоса и избранный семядзад Хемеры, является творцом реального мира. Он аморфен и недоступен, но в то же время он является отцом олимпийских богов и всех крылатых существ. Эрос, воспетый Гесиодом, не обладает телесной формой и представляет собой совершенно отличное от созданных позднее легенд образов.

Хотя пристальные физические черты Эроса развиваются позднее в греческой мифологии, способность к слиянию объектов остается его основным областью деятельности. Однако это слияние в основном приводит к разрушению. Как писал Гесиод:

«(Эрос), который разрушает физическую силу; который и у богов, и у людей разрушает здравый смысл и сводит к нулю их проницательные планы».

В позднейшей греческой мифологии, физическая природа Эроса детализируется, тогда как его родители остаются предметом споров.

Считается, что он родился от Урана, бога звездного неба, и Геи, матери земли. Также существует версия, что он является сыном Артемиды, лунной богини, и Гермеса, бога-покровителя лжецов.

В некоторых легендах утверждается, что его родителями являются Ирис, хранительница радуги, и Зефир, бог северного ветра. В финикийской мифологии первого тысячелетия до нашей эры, Эрос представлен как сын Хроноса и Аштарты.

Во времена Гомера о Эросе не было известно, однако греческий писатель Еврипид детально описывает его в своих произведениях. Он предстает перед нами как сын Афродиты, крылатое божество молодости, прекрасный бог любви. Его символами являются лук и колчан со стрелами, которыми он пронзает сердца беззаботных смертных по своему желанию.

«Крылатый и сияющий золотыми доспехами, Эрос пролетает над землей и шумным морским прибоем, одушевляя детей гор и моря, всех существ, рожденных землей и согретых солнцем. Такова его сила, равным образом проникающая и в богов, и в людей». (Еврипид)

Существуют данные о том, что Эрос обладает двумя видами стрел, обладающими противоположными свойствами. Стрелы первого вида окунуты в золото (солнце) и пробуждают безумную любовь у их жертв. Стрелы второго вида погружены в свинец (Сатурн) и вызывают у них отвращение, равное по силе любви. И в том и в другом случае Эрос становится источником хаоса и страданий.

Наконец, в римской мифологии, в течение последних веков до нашей эры, бог любви появляется в обличье Купидона, сына Марса и Венеры.

Он изображается как смеющийся ребенок, радостно пронзающий сердца своими стрелами беззаботных жертв. Его закрытые глаза указывают на непостижимую природу любви.

Реакция на стрелы Купидона зависит от характера жертвы. Жестокие и хладнокровные сердца гибнут, тогда как добрые сердца могут разбиться, но в конечном итоге их излечивает любовь. Интересной особенностью эротической любви является то, что преобразование ее участников происходит в соответствии с их собственной природой.

Каждое изменение облика Эроса представляет собой попытку сделать непостижимую силу любви более доступной, дав ей черты человечности. Рассуждая об Эросе, Карл Юнг написал:

«Эрос считался богом любви, чья божественность была выше человеческого сознания. Соответственно, его невозможно ни понять, ни представить. Я мог бы рискнуть и приблизиться к нему, но я не могу справиться с задачей, которая состоит в том, чтобы найти язык, должным образом выражающий неисчислимые парадоксы любви».

История любви Эроса и Психеи

Некоторые из этих множественных парадоксов приводятся в истории Психеи и Эроса, которую Лусий Апилий создал в 170-м году нашей эры. Рассказ начинается с того, что Психея попадает в беду, нечаянно привлекая гнев Афродиты, из-за своей необыкновенной красоты.

Все больше и больше людей начинает сравнивать внешность Психеи с Афродитой, и сравнение не в пользу последней. Разгневанная Афродита начинает строить мщительные планы и обращается к своему сыну Эросу, чтобы он пронзил сердце Психеи стрелой и заставил ее влюбиться в кого-то злонамеренного.

Однако, Эрос столь поражен ее красотой, что случайно ранит собственным стрелом. Этим же мгновением он сам влюбляется в Психею и уводит ее в свой волшебный дворец. В хоть и королевском обращении и исполняются все ее желания, Психея вынуждена следовать определенным правилам и не может увидеть лица своего возлюбленного. Она не знает, кто он на самом деле.

Вскоре Психея не выдерживает и украдкой взглядывает на Эроса, пока тот спит. Волшебник Эрос обнаруживает, что его секрет разглашен, и он оставляет Психею. Отчаявшаяся, она обращается к Афродите с мольбой, на что та задает ей ряд жестоких испытаний.

Психея удачно проходит все испытания, кроме последнего, и, на последней минуте, она терпит неудачу. В этот момент Эрос возвращается к ней и спасает. Второй раз за всю историю, Зевс обещает Психее бессмертие, и они с Эросом вступают в брак на горе Олимп, где присутствуют все боги и богини.

Агония, восторг, отчаяние - вот что ощущают влюбленные, их эротическая любовь испытывает силой и непредсказуемостью. Платон называл Эроса великим божеством и разделителем судеб. Он верил, что любовь - это движущая сила вселенной, и прикосновение этого бога воспламеняет сердца, сотрясает империи, начинает войны, и меняет облик мира.

В книге Алкаито мы видим образ Эроса, который разрывает небеса пополам, демонстрируя сверхъестественную силу эротической любви.

Крылатый бог разбил молнию. Отныне любовь демонстрирует нам, что есть огонь сильнее огня.

К. Фальконе
перевод из «Dell Horoscope», № 69, от 2 февраля 2003 г.
автор публикации: астролог Ким Фальконе, США

Статья запрещена к переопубликации и копированию.
Все права на данный материал сохраняются за сайтом «АстроМеридиан».