В данный момент отсутствует общепринятый набор характеристик, которые можно было бы привязать к астрологическому символу Лилит. Однако я хотел бы попытаться описать ее действие с позиции астропсихологии. Лилит играет важную роль в астропсихологии.
Лилит или Черная Луна представляет собой апогей Лунной орбиты. Следовательно, ее значение в гороскопе как-то связано с Луной, которая, в свою очередь, отвечает за психику и подсознательное состояние человека.
Рис. 1. Орбита Луны вокруг Земли.
На Рис.1 показана орбита Луны вокруг Земли. Земля находится в одном из фокусов эллипса, а самая удаленная точка апогея Лунной орбиты называется Лилит. Строго говоря, многие авторы рассматривают Лилит с религиозной точки зрения, связывая ее с понятием греха, кармическими проблемами и прочими отрицательными аспектами. Я не разделяю такого подхода, и в данной статье предпочел идти не только по логическому пути, но и опираться на эмпирические данные, а именно на конкретные гороскопы известных личностей, которые являются столпами психологии прошедшего столетия. Итак, следует понять роль Лилит в гороскопе исходя из того, что она является частью лунной орбиты и, следовательно, можно увязать ее психологическое влияние с Луной. Можно также рассмотреть элементы орбиты Луны, учитывая, что Лилит является самой удаленной точкой на этой орбите и, соответственно, самой труднодоступной. Угловая скорость Луны в этой точке минимальна в соответствии со вторым законом Кеплера. Если связать Луну с психикой, то Лилит будет описывать наиболее инертные структуры психики. Кроме того, Луна ассоциируется с подсознанием, поэтому Лилит может быть связана с наиболее инертными структурами подсознания. Если рассматривать планеты как противоположности друг другу, то Лилит не является антиподом Селены или Арты, как могли бы подумать астрологи с религиозным складом мышления, а скорее Меркурия или Солнца, причем Солнце в меньшей степени, так как его можно назвать антиподом Луны, однако я склоняюсь больше к Меркурию. Таким образом, Меркурий связан с сознанием и логикой, а Лилит — с труднодоступными элементами психики или подсознания.
Для более глубокого понимания влияния Лилит стоит рассмотреть гороскопы двух известных психотерапевтов - Зигмунда Фрейда и Карла Г. Юнга.
Рис. 2. Гороскоп З. Фрейда, 6.05.1856 7:59 GMT, Фрайдбург, Австрия.
На рисунке 2 представлен гороскоп Фрейда. Данные для его составления были взяты из книги Дейна Радьяра "Личностно ориентированная астрология", издательство ЦАИ, 1994, стр. 153. Данные Радьяра заслуживают доверия именно потому, что он был лично знаком с Юнгом, который, как общеизвестно, изучал астрологию и прибегал к анализу гороскопа в случае, если какие-либо особенности психики пациента оставались непонятными.
Естественно предположить, что Юнг анализировал гороскоп своего наставника Зигмунда Фрейда и получил данные от самого Фрейда. Особенно важным является время рождения, так как существуют разные варианты гороскопа Фрейда с различными позициями ASC и MC.
На третьем рисунке представлен гороскоп К.Г. Юнга, данные взяты из книги Бруно Хубера «Астрологический психосинтез», Москва, 1993, стр. 18.
Рис. 3. Гороскоп К. Г. Юнга, 26.07.1875 18:33 GMT, Кессвил, Швейцария.
Даже на первый взгляд бросается в глаза противоположное расположение Лилит в этих двух гороскопах: у Фрейда Лилит находится в соединении с Марсом в самой нижней точке гороскопа на IC, а у Юнга - вблизи MC, на вершине гороскопа. Это различие не могло не сказаться на подходах к психоанализу этих двух гениев психологии.
Если десятый дом - это то, что максимально проявлено и заметно в характере человека (подобно тому, как он открыто демонстрирует себя миру), то противоположно ему стоит четвертый дом гороскопа и его куспид, которые можно связать с вытесненными и скрытыми элементами психики, с подсознанием.
В данном контексте гороскоп представляет образную модель психики человека, в которой то, что находится над горизонтом, связано в большей степени с сознанием, а то, что находится под горизонтом, – с подсознанием. Психология Фрейда основывается на подавлении сексуальности, поэтому позиция Марса (который символизирует мужскую сексуальность) в его гороскопе вблизи IC отлично описывает данное явление.
"Его сексуальная теория чрезвычайно важна для него и в личном, и в общефилософском смысле" – писал Юнг в своей книги «Воспоминания, сновидения, размышления» (Киев: AirLand, 1994). У Юнга вблизи нижней точки находится Плутон, поэтому именно он предложил понятие коллективного бессознательного, поскольку Плутон связан с коллективным характером проявления.
Одним из ранних достижений Юнга стало понятие психологического комплекса, которое он ввел в 1903 году. В то время молодой Юнг проводил ассоциативный тест со своими пациентами. Этот тест заключался в следующем: пациенту предлагался какой-то термин из длинного списка, и ему требовалось подобрать к этому термину синоним, фиксируя время, необходимое для этого.
Если пациент испытывал затруднения при подборе синонима или вообще не мог этого сделать, можно было предположить, что предлагаемые врачом слова ассоциировались с какими-то проблемами в психике, что вызывало сопротивление или полный стопор при подборе синонимов.
Таким образом, Юнг выявлял в психике целые структуры, которые были трудными для человека (подобно эхолоту у лодки). Например, если в детстве отношения с матерью сложились не легко, то слова, связанные с детством или матерью, вызывали соответствующую реакцию у пациента.
В результате своей работы Юнг пришел к понятию "психологического комплекса" в 1903 году и описал его как структуру, находящуюся в подсознании человека, обладающую самостоятельной "жизнью" и иногда взаимодействующую с другими подобными структурами, оказывающую несомненное влияние на поведение человека.
Отметим, что Лилит в гороскопе Юнга в верхней точке гороскопа, что позволяет связать ее психологическую роль не только с инертными структурами психики, но и с конкретными психологическими комплексами. Это приводит нас к интересному представлению о работе Юнга в астрологии.
Он точно также обратил внимание на проблемные аспекты подсознания, которые стали ясными при исследовании Лилит в гороскопе. Таким образом, из позиции астропсихологии мы можем связать Лилит с психологическими комплексами. Здесь стоит обратить внимание на гороскоп Фрейда, так как Юнг исследовал Лилит в 10-м доме гороскопа, а Фрейд имел ее на IC, что может указывать на существование проблем именно в этой области у Фрейда.
Вот как писал об этом Юнг:
«Фрейд сам страдал от невроза, установить это было несложно, и симптомы его были крайне неприятны...» (Карл Густав Юнг "Воспоминания, сновидения, размышления". Киев: AirLand, 1994.)
Что интересно, ни сам Фрейд, ни его ученики не могли понять, как это влияет на теорию и практику психоанализа, что их учитель не справляется со своими собственными неврозами. И только анализ гороскопа Фрейда позволяет установить роль Лилит и пролить свет на его проблемы.
Юнг, имея Плутон на IC, вводит понятие коллективного бессознательного, тогда как Фрейд, имея Марса в той же точке, создает теорию потиснутой сексуальности. На первый взгляд, всё выглядит как объяснение интереса к соответствующим структурам психики. Однако, у Фрейда Марс находится в соединении с Лилит, и здесь мы можем говорить о наличии комплекса, с которым Фрейд постоянно боролся, но никак не мог преодолеть его влияние.
Юнг также отмечает, что везде, где находила свое проявление духовность - будь то человек или произведение искусства - Фрейд немедленно предполагал наличие подавленной сексуальности. В той же книге Юнг пишет: «Везде, где находила свое выражение духовность - будь то человек, или произведение искусства, - Фрейд моментально подозревал подавленную сексуальность…
Я все еще живо помню, как Фрейд сказал мне: "мой дорогой Юнг, обещайте мне, что вы никогда не откажетесь от сексуальной теории. Это превыше всего. Видите ли, мы должны сделать из нее догму, неприступный бастион" ... В некотором изумлении я спросил его: "Бастион - против кого?". "Против потока черной грязи, - мгновение он колебался, затем добавил, - оккультизма"...
Под "оккультизмом" Фрейд кажется подразумевал абсолютно все, что философия, религия и возникшая уже в наши дни парапсихология знали о человеческой психике».
Для более глубокого понимания вышеприведенных цитат имеет смысл обратить внимание на роль Лилит в гороскопе Фрейда. Противостояние Лилит Юпитеру (связь с религиозностью) и квадрат Лилита к Сатурну в 12 доме (подсознательные страхи) может объяснить и вышеупомянутую и следующую цитату Юнга: «У меня сложилось впечатление, что он шел в направлении, прямо противоположном его собственной цели и работал сам против себя - нет ничего более горького, чем осознавать, что ты сам твой сильнейший враг.
Он сам с помощью своих слов постоянно чувствовал угрозу, идущую от «потока черной грязи» - он, кто больше всех погружался в самые глубины тьмы. … В разговорах с Фрейдом я узнал о его страхе: он опасался, что свет его учения может быть затменен этим «потоком черной грязи» (Юпитер на вершине гороскопа - 180° - Лилит в низшей точке гороскопа, моя интерпретация - АС).
Таким образом, возникла поистине мифологическая ситуация: борьба между светом и тьмой. Это объясняет его нуминозные комплексы и то, почему в момент опасности он прибегал к чисто религиозным методам защиты - к догме (тяжелый аспект Сатурна к 12 дому /догма/, отсутствие проработки противостояния Юпитер – Лилит, моя интерпретация - АС). Он так и не осознал, что подобное «монотонное толкование» означает побег от самого себя или, возможно, от той другой, потенциально мистической стороны его «я».
Фрейд действительно уклонялся от определенной части своей личности и не мог принять ее, вероятно, из-за страха перед определенными психическими структурами (Сатурн в 12 доме, Лилит и Марс в низшей точке гороскопа), что не позволяло ему отказаться от претензии абсолютности своей теории и расширить ее. Юпитер на вершине гороскопа был тем, к чему Фрейд обращался, а именно к религиозным методам, в свете таких терминов, как «поток черной грязи» (что может быть связано с религиозным аспектом Лилит) и догма.
Как известно, Фрейд и Юнг расстались в 1913 году на своих путях исследования психологии. Юнг отчетливо осознавал ограниченность теории Фрейда, тогда как Фрейд отвергал возможность других подходов к объяснению психических недугов. В связи с этим имеет смысл воспользоваться синастрическим анализом, чтобы исследовать композиты гороскопов Юнга и Фрейда.
Рис. 4. Средняя (во времени) карта Фрейда и Юнга.
Как известно, в астрологии существуют два метода, позволяющие описать характер взаимоотношений между людьми. Первый способ заключается в построении гороскопа на средний момент времени относительно гороскопов Юнга и Фрейда (это так называемая «средняя» карта), либо методом средних точек, это так называемый «композитный» гороскоп, или просто «композит». На рис. 4 приведен средний по времени гороскоп.
Такого рода гороскопы описывают характер взаимоотношений между людьми, сильные и слабые стороны этих взаимоотношений. На рис. 4 Меркурий и Юпитер в соединении в 9 доме - (теория, учение, общность интеллектуальных интересов) – это то, что могло объединять Юнга и Фрейда на начальном этапе их взаимодействия. Однако это соединение находится в квадрате с Нептуном в 12-ом доме, что мы можем считать расхождением в понимании причин психологических отклонений у пациентов.
В 8-ом доме соединены Солнце и Веста, указывая на их общее познание психики человека и сексуальности. Веста также может быть связана с подавленной сексуальностью. Таким образом, соединение Весты и Солнца в 8-ом доме подчеркивает их общность интересов в области теории вытесненной сексуальности. Квадрат Марса и Хирона может служить упреком со стороны Юнга в отрицании или игнорировании альтернативной теории Фрейда. Когда Марс находится на куспиде 8-ого дома, отрицание других возможных причин проблем может сыграть негативную роль.
Конфигурация Марс-Лилит-Хирон также имеет значение в данном гороскопе. Марс имеет аспекты с Лилит в 6-ом доме, который является домом болезней. Это отражает предмет исследований Юнга и Фрейда, и хорошо описывает разногласия в отношении теории вытесненной сексуальности.
Луна является управителем 4 дома этого гороскопа расположена в 7 доме. Это приводит к созданию психологической проекции, возможно от Фрейда в сторону Юнга. Это также можно считать показателем расхождения Юнга и Фрейда в вопросе понимания структуры бессознательного. Луна в 7 доме является причиной разногласий и несовпадения позиций.
Выводы, сделанные из астрологических аспектов, проливают свет на отношения между Фрейдом и Юнгом на ранней стадии их работы. Особое внимание стоит уделить исследованию их общих интересов в плане «Эдипова» комплекса и влиянию родителей на ментальное состояние ребенка. В данном контексте следует отметить квадрат Цереры в 4 доме (относящемся к матери) и наличие Сатурна (символизирующего отца) в 6 доме (связанном с здоровьем), а также тригон Цереры (как архетип матери) с Нептуном в 12 доме.
Однако этот же аспект разрешает прочитать и родительские проекции Фрейда, направленные на Юнга, а также беспочвенные подозрения и даже подсознательный страх перед своим коллегой (что указывается Нептуном и Плутоном в 12 доме). Фрейд по сути полагал, будто Юнг желал ему вреда, что подтверждается цитатой Юнга, приведенной ниже.
Исторические отношения между Фрейдом и Юнгом действительно пронизаны родительскими проекциями, проявляющимися явно через наличие Луны в 7 доме, которая относится к родителям, и скрыто в квадрате Цереры и Сатурна в 6 доме, где эту проекцию можно охарактеризовать как патологическую. Более того, наличие Сатурна может указывать на определенный страх или ощущение опасности у Фрейда в отношении Юнга.
Вот интересный пример из воспоминаний Юнга (Карл Густав Юнг "Воспоминания, сновидения, размышления". Киев: AirLand, 1994.):
«В Бремене произошел эпизод, который всколыхнул общественность: у Фрейда произошел обморок. Причиной этому был мой интерес к «болотным трупам». Я знал, что в некоторых районах Северной Германии обнаруживались так называемые «болотные трупы». Это были останки людей, утонувших в болоте или похороненных там еще со времен доистории.
Вода в болоте содержала гниль, которая растворяла кости, но сохраняла кожу и волосы. Фактически, это являлось естественным способом мумификации, при котором трупы под давлением торфа сжимались.
Время от времени такие останки находили в торфяных болотах в Дании, Швеции и Голландии. Затем Фрейд сказал мне, что у него возникло подозрение в том, что вся эта болтовня о трупах была мной вызвана, так как, якобы, я желал ему смерти. Я был потрясен.
Я стал свидетелем еще одного его обморока в аналогичной ситуации. Это случилось на конгрессе психоаналитиков в Мюнхене в 1912 году. Речь шла о фараоне Аменхотепе IV. Говорили, что из-за своей ненависти к отцу он уничтожал надписи на стеллах, и что за всеми его религиозными созданиями скрывался отцовский комплекс.
Меня эта мысль обуздала, и я начал спорить, доказывая, что Аменхотеп был творческим и глубоко религиозным человеком, а его поступки нельзя объяснить просто личной неприязнью к отцу. ... В этот момент Фрейд потерял сознание и упал со стула. Все беспомощно суетились вокруг него. Я подхватил его, отнес в соседнюю комнату и положил на диван.
К тому времени, когда я нес его, он пришел в себя, и я никогда не забуду взгляда, который он бросил на меня. В своей слабости и беспомощности он смотрел на меня так, будто я был его отцом. ... Его навязчивой мыслью было отцеубийство».
Анализируя отношения Юнга и Фрейда с помощью астропсихологического метода, можно отметить, что родительские проекции выражены в положении Сатурна в композите (рис. 5). В то же время, положение Сатурна (управляющего 10 домом) на ASC может указывать на схожие методы и цели их исследований на начальном этапе их отношений (видно на рис. 4 и рис. 5).
Присутствие Нептуна и одного из Узлов в 12 доме, который описывает бессознательное, также намекает на существование различий в их совместных исследованиях и, в конечном счете, на конфликт в отношении причин психологических расстройств.
Рис. 5. Композит-гороскоп Фрейда и Юнга.
С кармической точки зрения, Луна олицетворяет род, семью и генеалогическое древо (вместе с Сатурном). Она может указывать на передаваемые наследственные качества. В данном случае, Лилит может указывать на целые родовые структуры, передающиеся из поколения в поколение, и отражающие определенные психологические черты. Особенно проблематичным может быть положение Лилит в 4 доме, особенно если оно близко к куспиду.
Однако это не означает, что человек будет испытывать проблемы с недвижимостью, так как Лилит часто проявляет свою конструктивную сущность на материальном уровне. В этом есть легкость понимания. Часто то, чего мы не достигаем в детском возрасте, становится нашей слабой стороной в психологическом плане.
Например, комплекс неполноценности, сильно проявляющийся в детстве, может не позволить ребенку развивать нормальные отношения со сверстниками. Такой ребенок может даже подвергаться издевательству со стороны сверстников, так как в каждой группе есть лидер и «козел отпущения».
Взрослый человек может поставить перед собой цель достичь высокого положения в обществе, чтобы иметь возможность влиять на судьбы многих людей (часто это связано с чиновничьим положением). Таким образом, человек компенсирует свое "болезненное детство" и получает психологическую удовлетворенность.
При изучении гороскопов людей, желающих достичь власти, часто можно наблюдать серьезные психологические проблемы, такие как чрезмерные амбиции, завышенная самооценка и сильная зависимость от родителей. Иллюстративным примером может служить гороскоп мужчины, изображенный на рисунке 6.
Рис. 6. Гороскоп мужчины - высокопоставленного чиновника.
Когда мы анализируем этот гороскоп с упомянутых выше позиций, обращаем внимание на заполненный седьмой дом, в котором также находится Луна, что может указывать на сильную зависимость от мнения окружающих. Сильная зависимость от женщин, продемонстрированная соединением Луны, Цереры и Плутона, особенно отмечается в поведении этого человека, поскольку его мать обладает сильным психологическим характером, сочетающимся с рациональностью (Церера и Луна в Деве).
В этом гороскопе можно отследить сильное влияние родителей, так как оба управителя "родительских" домов (4 и 10 дома) аспектируют Асцендент (Меркурий, управляющий 4 домом, в тригоне к Асценденту, и Юпитер, управляющий 10 домом, в секстиле к Асценденту), то есть оказывают значительное влияние на формирование модели взаимоотношений.
Сатурн находится в первом доме, в оппозиции с Марсом в седьмом доме и в квадрате с Лилитом из восьмого дома (8 дом связан с психикой) к Асценденту, что может указывать на неуверенность данного мужчины во взаимоотношениях с окружающими людьми, особенно с мужчинами (оппозиция с Марсом), в результате чего он часто использует иронию и ведет себя подобно клоуну.
Кроме того, Хирон находится в первом доме, в оппозиции с Плутоном и Юноной (Юнона в данном случае описывает характер взаимоотношений человека и его окружения), а Асцендент находится в Водолее, что может склонять его к такой защитной реакции, которая скрывает его неуверенность в собственной позиции. Все же его способности к общению не вызывают сомнений, так как Меркурий (контакты, общение) находится в тригоне с Асцендентом, а Юпитер, который описывает социальное окружение, находится в секстиле с Асцендентом.
Сильное влияние материнского комплекса (психологическая зависимость от матери как сильной личности) оказывает существенное влияние на взаимоотношения с противоположным полом. Он выбрал в качестве жены женщину, обладающую независимым характером и лидерскими качествами. Кроме того, Марс управляет вторым домом (дом самооценки), и поэтому конфликт с Сатурном приводит к неадекватной самооценке и, вероятно, к подавленному пониманию этого факта.
Наличие Венеры вблизи куспида второго дома подводит к заключению, что женское начало (мать или жена) оказывает сильное влияние на формирование самооценки этого человека. Кроме Венеры, находящейся во втором доме, Солнце находится в конфликте с Нептуном и Марсом, а конфликт с Марсом точно не способствует примирению с таким положением.
Таким образом, возникает вопрос: как достигнуть самоутверждения? В области профессиональной деятельности человек, описываемый этим гороскопом, связан с медициной, что указывается наличием знака Девы в заполненном шестом доме и Узла в шестом доме. Секстиль Юпитера к Асценденту может привести к стремлению к власти, а квадрат Лилит к Асценденту только усиливает эту тенденцию. Будучи предпринимателем с хорошим финансовым положением, он все же решился на государственную службу.
Таким образом, рассмотренные выше примеры указывают на то, что роль Лилит в астропсихологии связана с психологическими комплексами, особенно с подсознанием или бессознательным, как это определено в терминологии психоанализа. Она представляет "тень" в психике человека. В рамках психоанализа Фрейда, Лилит может быть связана с вытесненной сексуальностью, но это лишь один из аспектов ее проявления. В зависимости от степени религиозности, теневая сторона психики может ассоциироваться с дьяволом, именно поэтому Лилит так описывается, но это слишком узкое понимание, которое сильно ограничивает исследователя в понимании сущности Лилит и ее проявлений в гороскопе. В данной статье мы фокусировались на психологии и не рассматривали кармический аспект Лилит. Возможно, в будущих статьях я более подробно затрону эту тему.