Рядом с законом метаморфозы, который объясняет внутреннюю и внешнюю неравеность людей, традиционные восточные учения предоставили миру разумное объяснение закону неизменной справедливости, управляющему миром. Этот закон называется Карма: он устанавливает, что в мире Духа каждое действие неизбежно приводит к соответствующим последствиям с такой же точностью и неизбежностью, с какой в физической природе одно и то же событие всегда вызывает одно и то же следствие. Далее мы рассмотрим этот закон кратко.
Санскритское слово "Карма" переводится как "действие". Бытие и действие - это одно; весь мир - это одно великое непрерывное действие, которое управляется неизменным Законом Справедливости.
Согласно учениям индуистской религиозной философии, Вселенная - это разумное действие, исходящее от единого Первоисточника (Парабрахмана). Космическое действие проявляется в движении различных сил и скоростей, а материя служит связующим звеном этого процесса (Мулапракрити), доступная несовершенным средствам нашего познания только в ее наиболее плотных и материальных проявлениях.
За пределами нашего сознания во всех направлениях происходит непрерывная и невидимая для нас жизнь; жизнь камня ускользает от нас, потому что ее проявления слишком медленны для нашего наблюдения, а жизнь в невидимых мирах ускользает от нас, потому что ее проявления слишком тонки и быстры для ограниченных средств нашего понимания.
Вселенная представляет собой слаженную систему, где все явления и процессы взаимосвязаны и направлены к одной цели. Каждое действие, совершенное в этой вселенной, является результатом предшествующих причин и в то же время становится причиной последующих событий. Таким образом, возникает непрерывная цепочка причин и следствий, которая придает жизнь самой вселенной. Именно поэтому Карма имеет такое важное значение как закон причинности.
Когда мы говорим о Карме в контексте человека, мы имеем в виду совокупность всех его поступков и действий. То, кем мы являемся в настоящем и то, кем мы станем в будущем, является результатом нашей прошлой активности. Таким образом, наша отдельная жизнь не является изолированным и законченным явлением, она представляет собой продолжение прошлых и одновременно зарождение будущих жизней в непрерывной последовательности воплощений, составляющих непрерывное существование каждой человеческой души.
В жизни нет внезапных скачков и случайностей, все имеет свою причину. Каждая наша мысль, каждое чувство и каждый поступок исходят из нашего прошлого и воздействуют на наше будущее. Пока прошлое и будущее остаются для нас неясными, пока мы смотрим на жизнь как на загадку, не подозревая, что сами являемся ее сотворцами, нам приходится сталкиваться с явлениями нашей жизни, которые кажутся появившимися как бы случайно из неизвестных нам глубин.
Ткань нашей судьбы формируется самим нами из бесчисленных нитей, сплетающихся в сложные узоры, которые нам не всегда постижимы. Одна нить может временно скрыться из нашего восприятия, но она никуда не исчезает, просто спустившись на невидимую сторону этой ткани, а затем вновь появляется на поверхности. Так же появляется и исчезает каждая новая нить, которая фактически является продолжением предыдущей, пронизывавшей ткань невидимой стороной. Наблюдая только отрывки и видя лишь одну сторону, наше сознание не в силах распознать сложные узоры, которые образуются из всех нитей, объединенных в единое целое.
Проблема заключается в том, что мы не знаем законы духовного мира. Это такое же незнание, которое мы наблюдаем у примитивного человека относительно явлений материального мира. Например, запущенная ракета или звук выстрела из ружья могут показаться ему чудесными, потому что он не знает законов, лежащих в основе этих явлений. Чтобы перестать рассматривать такие явления как чудеса, примитивному человеку нужно изучить законы природы. На самом деле, их можно знать только потому, что эти законы абсолютны и неизменны.
Точно такие же абсолютные и неизменные законы действуют и в невидимом духовном мире, скрытом от нашего взгляда. Пока мы не осознаем эти законы, мы будем стоять перед явлениями нашей жизни, подобно примитивному человеку перед необъяснимыми силами природы, ощущая недоумение, виня свою судьбу и беспомощно встречая "неразгаданный сфинкс", готовый поглотить нас, если у нас нет ключа к его тайне. Не понимая, откуда исходят явления нашей жизни, мы называем их "судьбой", "случайностью", "чудом", но эти слова ничего не объясняют.
Однажды человек осознает, что существуют неотвратимые законы, такие же неизменные, как законы природы, которые формируют его жизнь. Он убеждается в том, что эти законы доступны для исследования и его действия могут сознательно направляться по его желанию. Тогда он сложит с себя бремя бессилия и в итоге станет истинным хозяином своей судьбы.
Но мы задаемся вопросом: можно ли достичь такой же степени уверенности в непреложности и надежности этих законов, которую мы испытываем в отношении законов природы? Возможно ли перенести эту уверенность на наш умственный и моральный мир?
Древняя мудрость утверждает, что это возможно. Она открывает перед нами внутреннюю лабораторию человеческого существования и показывает, что каждый человек непрерывно влияет на свою судьбу в трех сферах жизни: умственной, психической и физической. Каждая его способность и сила являются лишь результатами его предыдущих действий и в то же время определяют его будущую судьбу.
Более того, древняя мудрость утверждает, что силы человека оказывают воздействие не только на него самого, но и на окружающую среду, постоянно изменяя как самого человека, так и его окружение. Исходя из его центра, эти силы распространяются во все направления, и человек несет ответственность за все, что происходит в пределах его влияния.
Внутри каждой секунды нашего существования находится строгий закон справедливости, который ни в коей мере не зависит от случайности. Благодаря невероятным устремлениям, "случайность" оказывается разрушительным понятием, созданным лишь недостатком знаний. В словаре мудреца слова "случайность" не существует. Мудрец говорит: "Если сегодня мои страдания присутствуют, значит, в прошлом я совершил преступление против закона. Я несу ответственность за свои страдания и должен смиренно принять их". Таков доступ мудрого человека к пониманию закона Кармы. Несколько неизбежных последствий этого познания — независимый дух, стабильная уверенность в себе, терпение и смирение — присутствуют в сердцах и волях таких людей.
Первое знакомство человека с Кармой и его осознание того, что все его действия подчиняются непреложному закону, аналогичному смене дня и ночи в природе, иногда вызывает тоску и некоторую тревожность. Он воспринимает это сознание как железный закон неизбежности. Однако чувство тревожности со временем исчезает по мере осознания человеком законов, управляющих не формой, а сущностью явлений.
Он узнает, что невзирая на неизменность законов, силы невидимого мира, благодаря своей деятельности вне пространства и времени, превозмогают физическую материю, причудливо перемещаясь и комбинируясь. Используя эти силы своей внутренней жизни сознательно, человек может успешно работать с ними, даже в течение одной короткой жизни, для изменения своей Кармы. Он понимает, что его усилия ограничены природой и способностями, которые он сам задал, но источником всех переживаний является сам он — его бессмертная душа. Им же в его власти направить свои силы к желаемой цели.
Человек сам создает и строит свое существование, он может пропустить в него "мерзость запустения" и изменить его до основания, сделав его великолепным. Когда он думает, чувствует и стремится, он подобен гончару, лепящему и моделирующему мягкую и пластичную глину на свое усмотрение. Однако глина останется мягкой только в его руках, затвердевая после формования.
Поэтому говорят: "Взгляните! Глина твердеет в огне и становится железом, но формой она задана самим гончаром. Человек, ты вчера был хозяином, а сегодня судьба стала твоим повелителем".
Чтобы проверить полноту правды этого утверждения, стоит сравнить два образа: человека, живущего беспокойно, подчиненного своим желаниям и страстям, и мудреца, который ясно видит свою цель и намеренности. Путем сопоставления этих двух образов мы понимаем, что первый человек связан цепями раба, в то время как осознающий свою силу человек обладает полной свободой.
Разноцветные узоры, формируемые нитью человеческой Кармы, переплетаются и создаются день и ночь, а также сочетаются в бесчисленное множество различных существований. Изучение Кармы — самое сложное из всех искусств.
Человек не только создает свой ум, свою натуру и свои отношения с другими людьми, но его личная Карма смешивается с общей Кармой семьи, народа и расы. Его нить вплетается в общую судьбу каждой из этих групп.
Для полного осознания базовых концепций человеческой Кармы, необходимо выделить три составляющие силы, определяющие наше существование.
I. Мысль. Это то, что формирует наш характер. То, какие мысли у нас возникают, определяет наши собственные качества и черты характера.
II. Желания и воля. Желания и воля — это две стороны одной и той же мощной силы, связывающие нас с тем, чего мы желаем, и направляющие нас к достижению этого желания.
III. Поступки. Если наши поступки приносят радость и счастье другим живым существам, они откликаются наше собственное счастье и благополучие. Если мы причиняем страдание другим, то оно же приходит и к нам, в той же самой мере.
Когда мы полностью понимаем эти три компонента, из которых состоит закон Кармы, и научаемся применять это знание, мы становимся ковшами нашего будущего, обладателями собственной судьбы, способными построить ее в соответствии с нашими знаниями и волей.
Наиболее окончательно и проницательно человек проявляет себя как творец своей судьбы в области умственной деятельности. Благодаря быстрому и подвижному характеру мыслей, мыслитель, осознанно формирующий свой внутренний мир, способен работать с такой же точностью и уверенностью, как архитектор создает здание по своим планам.
Каждая новая мысль добавляет новый элемент в конструкцию, которую мы строим, и ни одна из них не остается безвозвратно утраченной. Группы схожих мыслей, которые повторяются через несколько жизней, формируют основу человеческого характера, и так называемые "врожденные" мысли и способности - это просто результат работы разума в прошлом.
Человек, желающий проверить силу своих мыслей на свой характер, может в любой момент испытать ее на себе. Выбрав самое слабое свойство, например, нетерпение - если такая черта присутствует у человека, он должен обратить свое внимание и сосредоточиться на противоположной черте - терпении. Он должен исследовать это свойство, представляя себя в различных ситуациях, которые могут вызвать нетерпение, и умело управлять собой, сохраняя полное самообладание и терпение.
Такую работу мысли нужно проводить каждый день без перерывов (нерегулярные и прерывные попытки не помогут), в течение определенного времени. Вскоре человек заметит, что мысль о терпении начинает мелькать в его сознании даже вне времени, отведенного для этой работы мысли. Это будет свидетельствовать о том, что основа привычки к терпению уже укоренилась.
Если продолжать такую работу день за днем, месяц за месяцем, наступит момент, когда человек поймет, что терпение стало неотъемлемой частью его характера. То же самое относится и к другим чертам человека; постоянно думая о противоположной положительной черте, человек может заменить отрицательные черты своего характера. Если работа разума будет серьезной и настойчивой, успех будет неизбежен, и необходимо помнить, что характер является важным условием человеческого счастья на земле. Отзывчивый, благородный и сильный характер является фундаментом успешного будущего для того, кто обладает им.
Итак, зная о мощи мысли, человек путем сознательной внутренней работы постепенно может построить свой характер таким, каким хочет. Смерть не прерывает эту работу; наоборот, освободившись от физического тела, человек начинает использовать весь приобретенный опыт из земной жизни.
По возвращении на землю он берет с собой все мысли, которые накопились в его предыдущей жизни, и эти мысли преобразуются в склонности и способности; аналогично, новые нервные и мозговые пути также формируются на основе этих склонностей и способностей. Вот почему говорят: "человек есть создание своих мыслей: то, о чем он размышляет в этой жизни, оказывает влияние на него в следующей жизни" (Чандогья упанишада, III, XIV, 1).
Таким образом, бессмертная сущность человеческой души сохраняется, и не нужно зря оплакивать исчезнувшие цивилизации и преждевременно ушедших гениев. Ничто не пропадает; работа души, сохраняя все полученные знания и навыки, продолжается с того же уровня, который она достигла в предыдущем воплощении.
Человеческое стремление, воплощенное в одной жизни, превращается в способности в следующей; повторяющиеся мысли становятся склонностями; сильные волевые импульсы приводят к конкретным действиям; все испытания превращаются в мудрость, а страдания души влияют на ее совесть. Различные благоприятные возможности, которые представились перед человеком, но были упущены из-за его небрежности и лени, возникнут вновь, однако уже в другой форме, как неопределенные желания, как тоска, которая не будет исполнена по двум причинам: силы, которые - в прошлом - рано или поздно потребовали проявления, не развились из-за бездействия, и случай, то есть условия, созданные Кармой, могут и не повториться.
Опыт и усилия, вкладываемые в одно воплощение, преображаются в новом воплощении в умение и способность. Повторяющиеся мысли переходят в наклонности; волевые побуждения претворяются в действия; различные испытания преобразуются в мудрость, а страдания души — в совесть. Возможности, предлагаемые нам в жизни, но упущенные из-за нашего безразличия и лени, могут снова появиться перед нами, но уже в другом обличии – как неопределенное желание или далекая утрата возможности. Однако есть две причины, по которым эти возможности могут не воплотиться: прежние усилия, которые были напрасными из-за кармических требований, могли не развиться из-за нашей бездейственности, и конечно же, обстоятельства, уже определенные кармой, могут не повториться.
Общепринятое мнение, что окружение формирует наш ум, исходит из непонимания истинных путей нашей внутренней жизни. Не окружение формирует ум человека, а сам человек посредством кармического закона стремится в среду, соответствующую его прошлому опыту. Если окружение определяет наши мысли, то как объяснить глубокие различия между людьми, которые проявляются с самого раннего детства? Некоторые люди значительно отличаются от своего окружения и если их воля достаточно сильна, они могут изменить направление своей кармы и попасть в среду, которая лучше подходит их потребностям.
Если таких людей немного, это свидетельствует не о том, что окружение формирует наш ум, а о том, что каждый человек стремится в среду, соответствующую его текущему уровню развития. Это закономерно: мы сами формируем наш ум; если это формирование качественное – мы пользуемся всеми его преимуществами, если же плохое – мы сами несем ответственность за заведомо негативные его проявления.
Но это еще не все: последствия наших мыслей отражаются не только на нас самих. Мысль человека – это нечто чрезвычайно ответственное, поскольку ни одна сила не передается так легко другим, как наши мысли. Они возникают в одном уме и, благодаря своей быстроте и легкости вибраций, намного превосходят скорость передачи света и электромагнитные волны, проникая в окружающую среду без преград.
Мысль одного человека передается другому, затем мысли другого возвращаются к первому, связывая людей вместе в добре или зле, определяя родных, друзей или врагов в нашем будущем воплощении. Вот почему некоторые люди любят нас без видимых причин, а другие ненавидят безосновательно. Закон, вытекающий из этого, заключается в следующем: наши мысли, начиная от нас самих, формируют наш ум и характер, их влияние на окружающих завязывает кармические связи, которые будет сыграют роль в следующем воплощении.
Желание, особенно высшая его форма - воля, являются мощными силами, способными творить и создавать во вселенной. Желания притягивают нас к различным объектам внешнего мира, формируют наши страсти и определяют нашу судьбу после смерти.
Наше внутреннее влечение к внешним объектам, то есть желания, всегда уводят нас в среду, где мы можем находить удовлетворение этих желаний: земные желания связывают нашу душу с землей, возвышенные желания направляют нас к небесам. В связи с этим говорится: "Человек рождается соответственно своим желаниям" (Брихадараньяка упанишада). Это понимание должно послужить нам предостережением, чтобы мы выбирали свои желания разумно и не позволяли желаниям, которые могут препятствовать нашему развитию, проникать в нашу душу. Одним из таких желаний является материальное богатство.
Наши желания определяют место нашего возрождения. Если они были нечистыми, непристойными, животными, они создают тело страстей для нашего следующего воплощения, и это тело направит нас в семью и кровь, которые обеспечат подходящее физическое оболочку.
Наши желания воздействуют на окружающих людей также, как и наши мысли: они передаются им.
Однако, поскольку в данном этапе эволюции человека желания гораздо сильнее мыслей, кармическая связь, созданная желаниями, связывает людей сильнее, чем мысли.
Наши желания могут связывать нас с будущими врагами или друзьями, они также могут соединить нас с людьми, о связи с которыми мы и не подозреваем. Например, случайное преступление, даже убийство, может стать поводом для такой связи.
Мощный порыв злобы одного человека может повлиять на другого в тот момент, когда весы между добром и злом находятся в неустойчивом равновесии, и одно дополнительное побуждение, одна лишняя вибрация из невидимого психического мира, может перевесить чашу в ту или иную сторону.
Таким решающим моментом для колеблющегося человека может стать порыв злобы или желание причинить вред, исходящее от другого человека. Первый поддается искушению и совершает убийство, а создатель злой мысли будет связан с убийцей в следующем воплощении, даже если до этого они и не знали друг друга; зло, причиненное злым порывом тому, кто совершает убийство, неизбежно отразится на создателе злой мысли.
Иногда полностью неожиданные бедствия, кажущиеся несправедливыми, внезапно обрушиваются на человека; его невежественное сознание возмущается, возмущается на видимую несправедливость, но это негодование происходит из его незнания, и его бессмертная душа извлечет урок из этого, который никогда не забудет.
Ни одно страдание не является несправедливым; недостаток памяти, необходимый для нашего блага на более низких и средних ступенях развития, не помешает выполнению закона справедливости.
Из всего сказанного следует, что наши желания, действуя на нас самих, формируют наше тело страстей и воздействуют на создание нашего физического тела в следующем воплощении; они также определенно влияют на место нашего рождения и выбор людей, с которыми мы будем связаны в будущем.
Если действия человека причиняют страдания другим, он сам будет подвержен тому же страданию; если же его деяния приносят радость и благосостояние окружающим, то это отразится на его будущем воплощении в виде благоприятных условий. Плохие поступки ломают мировой порядок и равновесие; чтобы восстановить это равновесие, человеку необходимо самому пережить последствия своих негативных поступков.
Действия человека влияют на внешние условия его будущей жизни, но на самого человека и на его характер они воздействуют только косвенно, пробуждая в нем новые мысли и желания. Однако истинная сила, формирующая бессмертную душу, исходит от деятельности ума, сердца и воли, а не от внешних проявлений.
Часто повторяемые действия создают физические привычки, которые могут мощно повлиять на условия земного существования и в то же время ограничить проявление высшего "Я" человека, его бессмертной души на земле. Однако эти физические привычки не перенесутся на следующее воплощение и будут уничтожены вместе с физическим телом.
Но вопрос меняется, если мы начнем изучать последствия, которые наши действия оставляют на окружающих. Наши поступки связывают с нами так же, как и наши мысли и желания, вызывая благополучие или страдания в наших ближних и оказывая влияние на их судьбу.
Если в прошлом мы причиняли страдания окружающим, то в будущем мы сами испытаем те же страдания. И наоборот, если мы способствовали улучшению их благосостояния, то карма вознаградит нас благоприятными условиями нашей земной жизни. И эти условия, будь они хорошими или плохими, сотрут окончательные последствия наших негативных и позитивных действий.
В обоих случаях последствия наших действий не зависят от их мотивов. До сих пор мы рассматривали три силы, с помощью которых человек может осознанно формировать свое будущее: наши мысли формируют наш характер, наши желания определяют окружающую обстановку в следующей жизни, а наши действия устанавливают точный уровень нашего счастья, как внутреннего, так и внешнего, в зависимости от того, сколько счастья мы дарим другим.
Переходим к еще одному закону Кармы, который гласит: каждая сила проявляется в своей сфере. Если человек сеет семена в почву, он может собрать урожай только на земле. Посеяв злаки с негативными намерениями, например, с целью нанести вред, он все равно получит рожь или пшеницу, которые вырастут так же, как если бы он сеял с мыслью покормить голодных сирот.
Мотив — это проявление разумных, психических или духовных сил, и его последствия проявляются только на уровне мыслей, страстей или духовных побуждений, в зависимости от источника мотива. Однако, когда мысли или чувства воплощаются в поступках, их результаты проявляются только в физической реальности, не зависимо от мотива. Если человек создает школу или больницу для нуждающихся, будь то по причине честолюбия, желания похвалы или вознаграждения, бедные люди, которые пользуются его школой или больницей, будут иметь одинаковую выгоду, как если бы его побуждение было самым благородным.
Однако для сущности человека, для его бессмертной души, этот отличительный момент становится чрезвычайно важным: в первом случае, когда побудительное начало было эгоистичным, плоды его деятельности проявятся только на физическом уровне, душа останется нетронутой; во втором случае, если побуждение было бескорыстным и направленным к добру, этот мотив очистит душу и оставит в ней новое зерно бессмертия, потому что благие движения души и составляют семена, из которых собирается жатва вечности.
Добрые, злые или смешанные мотивы влияют на разум, сердце или волю человека, но последствия самого поступка — если он принес благополучие или радость окружающим — будут одинаково благоприятны для самого деятеля, независимо от побуждения, которое его двигало. Законы Кармы ведут точный учет и приносят оплату за каждое действие человека до мельчайших деталей.
Самый эгоистичный человек может родиться в благоприятных условиях, если он в прошлом способствовал благополучию окружающих. Однако, будет ли он доволен и счастлив в этих условиях или будет мрачным и неудовлетворенным, все зависит от другого кармического счета, который учитывает его мотивы и добрые, и дурные свойства, которые он развивал в глубинах своей души.
Также может случиться, что человек с благородной душой родится в самых неблагоприятных внешних условиях, если его прежние необдуманные поступки привели к нужде окружающих. Однако, если у него было искреннее и бескорыстное побуждение, оно уже наделило его качествами, которые помогут ему терпеливо и легко переносить трудности.
Индусские учения различают три вида человеческой Кармы:
I. Зрелая Карма — Прарабдха Карма
II. Скрытая Карма — Санчита Карма.
III. Зарождающаяся Карма — Криямана Карма.
Зрелая карма готова для сбора плодов и, следовательно, неизбежна. Свободу выбора мы имели в прошлом; выбор был сделан, и теперь приходится расплатиться за предыдущие действия.
Причины, которые непрерывно возникают из наших мыслей, желаний и поступков, часто противоречат друг другу настолько, что они не могут быть реализованы одновременно. Могут существовать кармические обязательства по отношению к определенной нации или конкретной социальной группе, но при этом могут возникать иные обстоятельства, требующие другой среды воплощения.
Таким образом, в одной жизни человек может погасить лишь часть своей кармы. Духовные силы или, точнее, законы, управляющие человеческой кармой, выбирают ту часть из каждой индивидуальной кармы, которую можно погасить одновременно, и направляют душу человека в соответствующую страну, расу, семью и общество, создающие наиболее благоприятные условия для осуществления именно той части кармы, которая рассматривается отдельно.
Таким образом, образуются такие условия, чтобы проявились последствия причин, созданных человеком в прошлых воплощениях, не противоречащих друг другу, а совмещающихся между собой.
Такие причины, порожденные человеком в предыдущих воплощениях, определяют: а) продолжительность его земной жизни, б) особенности его физического тела, его положительные и отрицательные свойства, в) выбор родственников, друзей, врагов и всех с кем он будет взаимодействовать, г) общественные условия, д) структуру органов души: мозга и нервной системы, определяющих пределы, где проявятся силы души, е) соединение всех созданных причинами кармы радостей и страданий, которые могут пережиться в одном и том же воплощении. Во всем этом человек не имеет выбора; его выбор был сделан в прошлом, когда он сеял, и теперь пришло время жатвы. Одним из проявлений зрелой кармы являются поступки, которые называются неизбежными. Каждый поступок является конечным выражением целого набора мыслей и желаний. Объединенные мысли и желания, накопленные в течение многих воплощений, формируют душевное состояние, которое можно сравнить с насыщенным раствором, подвергшимся кристаллизации.
Как самая незначительная частичка вещества может вызвать кристаллизацию в насыщенном растворе, так и самое легкое воздействие извне или изнутри способно привести к выкристаллизации единого потока мыслей в поступок. Если эти мысли зловредны и мстительны, при наименьшем толчке человек может совершить преступление.
Но наоборот, если интеллект склонен к бескорыстным мыслям, наступает момент, когда эти мысли превращаются в акт героизма. Если при этом человек не успевает обдумать свои действия – что почти неизбежно, учитывая эмоциональность современных людей – и его поступок оказывается преступным или героическим, сам человек изумляется, "не верит своим глазам" и говорит: "Я не понимаю, как я мог это сделать!".
Отсюда следует, что наши скрытые мысли непреложно направляют нашу волю, и их осуществление – лишь вопрос времени.
Однако, если создатель мыслей успел подумать, он по-прежнему обладает свободой выбора: он может противопоставить старой закрепившейся мысли новую и последовательно заменять ею предшествующую.
Это наблюдение является ключом к разрешению трудной проблемы свободы воли и предопределения. Человеческая свободная воля создает для себя те ограничения, которые он считает своей судьбой. Он ограничивает себя своими предыдущими мыслями, неосуществленными возможностями, ошибочными предпочтениями и неразумными уступками. Он связан своими забытыми желаниями и скован грехами своего прошлого.
И все же он свободен. Он создал свое прошлое, которое держит свое настоящее в оковах, и может трудиться внутри этой созданной им самим тюрьмы, чтобы обеспечить себе свободное будущее. Когда сильный человек осознает свою свободу, оковы сами собой падают.
Однако для обычного человека, для которого знание – не яркий постоянный свет, а мерцающий огонек, освобождение отодвигается в далекое будущее. В первую очередь ему необходимо осознать, что он страдает в настоящем только потому, что грешил в прошлом, и что все ограничения, которые его связывают, созданы им самим.
Между двумя этими полюсами – свободной волей и предопределением – существуют все сложные комбинации свободы и необходимости, на которых строится вся драма человеческой борьбы.
Повторяемые по своей свободной воле мысли и желания со временем становятся устоявшимися привычками, которые ограничивают нашу волю и автоматические действиями. Однако приходит момент, когда наша совесть говорит, что эта привычка неблагоприятна. Тогда мы начинаем разрушать эту негативную привычку, заменяя ее мыслями противоположного характера. С усилиями приходит новое русло, новые мысли начинают преобладать, и мы снова обретаем потерянную свободу... но, к сожалению, это обычно просто заключает нашу волю в еще более сильные оковы.
Таким образом, наши собственные мысли и желания постепенно формируют характер нашего мозга и нервной системы, которые становятся одним из самых мощных ограничений нашей воли.
Часто повторяющиеся мысли, превращаясь в автоматические, приносят в нас личные и национальные предрассудки, с которыми мы живем, даже не подозревая, что это стены, построенные нашими собственными руками, закрывающие перед нами яркие горизонты истины.
Другой вид накопленной Кармы проявляется в моменты так называемых "внезапных обращений". Негативные мысли и желания из прошлого образуют вокруг нашего истинного Я, нашей бессмертной души, своего рода твердую кору, удерживающую ее в плену. Этот плен может длиться несколько воплощений.
В то же время наша бессмертная душа, собравшая опыт и развившая высшие качества, остается долго скрытой под этой твердой корой. Понадобится сильный толчок, порою в форме хорошей книги, вдохновляющего слова или яркого примера, чтобы разбить эту кору и освободить душу. В истории человечества зарегистрировано множество таких случаев "внезапного обращения
Каждая причина стремится немедленно осуществить свое действие, однако противостоит этому сопротивление окружающей среды. То же самое относится и к причинам, порождаемым человеком. Если бы желания и мысли наши были согласованы и не вступали во внутреннее противоречие, а также не сталкивались постоянно с сопротивлением окружающей среды, их последствия проявлялись бы незамедлительно.
Однако наши поступки, желания и мысли противоречат друг другу настолько сильно, что лишь немногие из вызванных ими последствий могут проявиться одновременно. Остальные ожидают своего часа. Таким образом, мы суммируем причины, которые будут оживать только в нужный момент, точно также, как зерна в древнеегипетских саркофагах, когда появятся все необходимые условия.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что "скрытая" Карма может переноситься из одного воплощения в другое и оставаться долгое время скрытой, чтобы в дальнейшем принести свои плоды. С психологической точки зрения, "скрытую" Карму можно рассматривать как наклонности, исходящие из нашего прошлого. В отличие от "зрелой" Кармы, "скрытая" Карма подлежит изменению. Нашу наклонность можно усилить или ослабить, изменить ее направление или полностью устранить в зависимости от внутренней работы, которая формирует наш характер.
В борьбе с негативными наклонностями даже неудача становится шагом вперед, поскольку она устраняет некоторую часть отрицательной энергии, входящей в состав нашей Кармы.
Этот вид кармы непрестанно возникает из наших мыслей, желаний и поступков. Он представляет собой семена, созревшие которые мы будем жать в будущем. Именно эта карма является творческой силой человека. Человек, строящий свою карму осознанно, должен полностью властвовать над своими мыслями и никогда не реагировать под влиянием эмоционального состояния. Все его поступки должны соответствовать его идеалам, а он должен выбирать не те действия, которые приносят удовольствие, а те, которые являются более правильными. Он строит для вечности и, сознавая это, должен тщательно отбирать свой материал. Однако такой труд, пронизывающий все детали повседневной жизни, доступен лишь зрелой душе, имеющей крепкую волю. И только эта воля способна уничтожить свою карму, сжечь ее в огне внутренней борьбы. Кроме того, она может активизировать свою "скрытую" карму и расплатиться с долгом, который в противном случае возвращал бы ее на землю снова и снова в течение нескольких воплощений. Вместо того чтобы быть оковами, осознание закона кармы дает сильной душе крылья, на которых она может подняться в сферы безграничной свободы. Тем не менее, для обычного человека нашего времени знание закона кармы придает такое понимание смысла земной жизни и открывает такие огромные горизонты в будущем, что оно не может не оказывать сильного влияния на все аспекты его существования. Однако это знание должно быть подлинным, так как покрытое туманом полузнание только вредит, приводя к искажениям и предрассудкам. Идея кармы подверглась таким искажениям. В восточных писаниях (шастрах) закон кармы изложен полностью, но подлинные священные писания доступны только немногим, а информация, передаваемая через третьи руки, постепенно ухудшалась, приводя к тому толкованию индусов, которое у нас известно как "восточный фатализм".
Религиозная философия древнего Востока вносит свои коррективы в наше представление о судьбе. В одной из бесед Махабхараты между Бхишмой, учителем Дхармы, и царем Юдхиштирой, закон Кармы раскрывает, что судьба каждого человека формируется на основе его прошлых мыслей, желаний и действий. Однако, мы должны взглянуть на это утверждение гораздо шире.
Представим, что все наши поступки представляют собой весы нашей Кармы. Сегодня мы могли передумать, перечувствовать и переосмыслить множество вещей, и общий результат этого процесса может быть как положительным, так и отрицательным. В конечном итоге, наши плохие поступки могут уравновеситься хорошими, и только те, которые перевесят одну из чаш весов, останутся в запечатанной записи нашей судьбы, все остальное будет погашено.
Поэтому активный человек, которому доступно влияние на весы, имеет гораздо больше возможностей влиять на свою Карму, чем бездействующий индивидуум.
Иногда мы можем испытывать огромное количество негативной Кармы, которая кажется непреодолимой для нас. Но это только кажется таким.
Каждый шаг, направленный на преодоление плохой Кармы, ослабляет ее силу. Давайте рассмотрим, к примеру, финансовые неудачи: Карма определенного человека требует бедности и отсутствия, но в результате усилий и напряженных трудов он достигает желаемого результата, но потом все теряет и начинает сначала.
Видимые неудачи могут продолжаться до конца его жизни, но в невидимой лаборатории будущего его усилия принесли плоды. Они ослабили силу дурной Кармы, и если он не победил в этой жизни, он победит в следующей.
То же самое с привычками, кажущимися безнадежными. Зная о Карме, мы понимаем, что важно не только видеть видимые победы, но и ослаблять силу негатива, идущего из прошлого.
Поэтому никогда не нужно сдаваться и говорить: "Я не могу побороть свою слабость". Необходимо продолжать борьбу, потому что каждое новое усилие, направленное против негативной привычки, ослабляет ее силу, и в будущих жизнях справиться с ней будет уже не так сложно. Важно помнить, что ни одно доброе действие человека не остается безвозмездным, оно сглаживает частицу его кармического зла.
Другое нежелательное умозаключение, к которому приходят люди, неправильно понимающие закон Кармы, заключается в убеждении, что «не стоит помогать страдающему, потому что это его собственная Карма и он сам виноват в этом». Такой вывод может привести к безразличности и безразличности, и он является совершенно неверным.
Действительно, мы в окружении зла и страдания во всех его проявлениях, которые являются естественным результатом плохой Кармы людей. Однако это не означает, что мы не должны прилагать усилий для противодействия этому злу. Плохие мысли и поступки создают страдание, но хорошие мысли и поступки позволяют заменить страдание счастьем.
Нам не нужно беспокоиться о воплощении высшего Правосудия. Оно выполнит свой безошибочный суд без нашего участия. Наша задача состоит в том, чтобы помогать всем тем, кто попадает в нашу сферу влияния. Когда человек пересекает наш путь и мы можем помочь ему, у нас возникает кармическая обязанность, но не перед ним, а перед нами самими.
Он будет испытывать страдания, а мы выполняем наш долг, помогая ему. Даже с эгоистической точки зрения, помощь страдающим и нуждающимся является необходимой, потому что пропуская возможности уменьшить страдания, мы можем сами создать себе такую Карму, которая включит в себя отсутствие помощи в тяжелые времена, когда мы сами понадобимся поддержке.
Карма не мешает добрым поступкам; ее законы позволяют улучшить нашу собственную судьбу, а тем более судьбу наших ближних.
Вопрос о возможности освободиться от власти Кармы зачастую вызывает сомнения. Как можно избавиться от чарующей силы, если душа должна продолжать воплощаться и выполнять свои кармические обязательства? С другой стороны, все мысли и желания, которые продолжают возникать, приводят к созданию новой Кармы. Возникает ли в таком случае полная безвыходность? Надежда на свободу исчезает?"
Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим, из каких составляющих формируется Карма человека. Главным двигателем, главной силой, побуждающей нас к действию и, следовательно, созданию Кармы, является желание.
Что такое желание? Это всеобъемлющая сила, пронизывающая всю Вселенную и проявляющаяся во всех процессах природы через притяжение частиц, без которого не могло бы быть существования материи. Без желания не было бы движения, развития; все пришло бы в застой. Чтобы достичь роста, необходимо быть активным, потому что только через наше действие проявляется все скрытое в сущности вещей.
Восточная Мудрость признает огромное значение желания, являющегося главной причиной действий для большинства людей. Однако для большинства, отказ от желания равносильно отказу от любой активности. Тем не менее, говоря о "цепи, привязывающей нас к колесу рождений", Древняя Мудрость указывает на необходимость "уничтожить желание". Как можно совместить эти кажущиеся противоречия?
Эти противоречия сами собой совмещаются, когда мы рассматриваем весь путь эволюции бессмертной человеческой индивидуальности, прошедшей через полноту земного опыта. В своих заключениях Древняя Мудрость имеет в виду всеобщую эволюцию человека. Она различает возраст человеческой души.
С самых ранних стадий своего существования на земле, человек неутолимо жаждал заполучить все, что бы его стихийная желания поумерятся. Так начинаются жизненные уроки каждого человека, ведь именно с этого момента он вступает на прославленный "Путь Выступления" — древний путь эволюции человечества по мнению индуистских философов.
На начальном этапе, человек идентифицирует себя со своим внешним обликом, с телом, потому что грубые и настойчивые воздействия извне необходимы для пробуждения спящего сознания на ранней ступени его существования. Такое столкновение позволяет зажечь искру осознанности, чтобы ясно почувствовать своё "Я" и отделить его, как центр самосознания, от остальной Вселенной. Чтобы достичь этой ясности, нам требуются ограниченные границы, которые замыкают в себе нашу "я", нашу личность.
Ограничение вождения - это ограничение жизни, это проникновение ее в ограниченные рамки нашей индивидуальности. Таким образом, эгоизм необходим на "Пути Выступления": он порождает стремление, а стремление порождает деятельность, а через деятельность человек растёт и развивается. Своим эгоизмом человек начинает с желаний для себя, а затем разделяет эгоизм на семью, племя, народ и государство.
Даже в этих широких границах, человек все еще стремится захватить как можно больше от природы и у других людей для своего семейства, народа. Это продолжается до тех пор, пока его душа не будет утолена и он больше не будет стремиться к обладанию. И вот тогда "Путь Выступления" завершается.
Человек начинает поворачиваться назад и вступает на "Путь Возврата" — мудрость, которая приводит его к священной потребности отдать всё, вернуть все, что было взято у мира, у природы и у людей. Без такого возврата невозможно восстановить потревоженное равновесие и обеспечить справедливость, которая поддерживает все миры.
В процессе своего жизненного пути человек создает свою судьбу. Он стремится достичь различных целей, прилагает усилия, проявляет волю, движется вперед, побуждаемый желаниями. Но как только он достигает желаемого, желание исчезает, оставляя только равнодушие и разочарование. Полученное перестает приносить удовлетворение, и он снова жаждет новых достижений.
Восточная философия сравнивает желаемые предметы с игрушками, которые мать держит перед своим ребенком, чтобы побудить его научиться ходить. Это сравнение подчеркивает, что суть не в самом объекте, а в усилиях, которые прилагает человек и которые помогают ему расти.
Все эти усилия, сопровождающиеся борьбой за достижение желаемого и последующим разочарованием, а также чередующимися восторгами и усталостью, являются частью нашего земного пути развития.
На протяжении этого пути человек продолжает желать, потому что для того, кто не просветлен, желание является двигателем деятельности; это побуждение прекращается только тогда, когда человек понимает, что все временное приводит только к разочарованию, и что удовлетворение может прийти только от вечного.
Это осознание приводит человека к пониманию его божественности, что в свою очередь ведет к осознанию единства.
Когда человек осознает, что его жизнь, выделенная из мира, была самообманом, когда его сознание расширяется и границы между его частным существованием и существованием в целом исчезают, его личные желания естественным образом исчезают так же, как это происходит у тех, кто достиг совершенства, у праведников, чьи желания становятся общечеловеческими и охватывают благо всего мира.
Именно таков путь эволюции всего человечества. Его можно сравнить с лестницей, где низ композиции погружен в темноту эгоистического существования, основанного на алчности и стремлении всех достичь успеха за счет других, а вершина поднимается в царство просветленного разума и победившей духовности, выражающейся в желании предоставить свою душу.
Однако этот медленный путь можно ускорить. Когда мы смотрим на людей, которые остаются на низших ступенях лестницы, мы видим, насколько медленно они продвигаются. Но если мы обратим внимание на праведников, на тех, кто открыл в себе божественную красоту, мы поймем, что человек способен значительно ускорить свой путь.
Каким же инструментом можно добиться этого ускорения, или, иными словами, спасти себя?
Ответ на этот вопрос можно найти в поэме "Свет Азии" Арнольда, которая отражает глубину Восточной мудрости:
"Если бы вас приковала
Колесо судьбы,
Мир бы стал тюрьмой,
Вечной тюрьмой.
Но у вас нет цепей,
Они вас не связывают,
Ваша воля сильнее всех мук.
В Сердце мира нет печали.
Совершенство - цель каждого пути на Земле."
Инструментом спасения человека является его воля. Но что такое воля? Когда сила, которая заставляет нас действовать, исходит из внешних объектов, мы называем это желанием. Но когда эта же сила возникает изнутри, из нашего внутреннего опыта, под влиянием разума, мы называем ее волей. Таким образом, желание и воля - это два полюса одной и той же силы.
Пока человек находится под властью низшего полюса, его вынуждают действовать внешние объекты, и он не свободен.
Когда же он начинает осуществлять сознательные выборы, отдавая предпочтение не самому привлекательному, а самому ценному для своих целей, он выходит из круга зависимости и становится хозяином своей судьбы.
Пока воля человека не развита, он остается в рабстве у предопределения, обречен двигаться в соответствии с кармой*. Но с развитием разумной воли кончается рабство, потому что воля может в любой момент внести новые переменные в уравнение его жизни.
Пока воля руководствуется неосвещенным разумом, ее цели временны, но когда разум понимает, что временные явления даны нам лишь как средство для достижения вечного, просветленная воля ведет человека к реализации истины и освобождает его.
Таким образом, все разнообразные решения сложной проблемы свободы воли и предопределения верны, каждое на своем месте. Неизбежная судьба содержит в рабстве всех, кто лишен сознательной воли; относительная свобода доступна тому, кто развил свою волю до определенной степени, и, наконец, полная свобода – для того, кто осознал истину и развил свою волю до совершенства.
Человеческая судьба можно представить как сумму всех сил, которые человек создал в прошлом и которые он создает в настоящем. Если человек не проявит сознательной воли, его жизнь неизбежно будет идти по этой сумме.
Теперь мы идем по пути к той внутренней свободе, которая освободит человека от "Цепей Кармы".
"Познание истины" с точки зрения восточной философии представляет собой осознание божественности человеческой природы и единства всей проявленной Жизни, которая воплощает в себе Жизнь Бога. Воля Бога выражена в законе Кармы. Цель человеческой эволюции заключается в полном развитии божественных качеств человека, что приводит его волю к единству с волей Бога.
Когда человек достигает этого унисону в себе, его час спасения наступает. Такой является конечная цель учений всех великих Учителей человечества. Следовательно, в познании истины и в развитии воли заключается сила, способная освободить человека от власти Кармы.
Понимание непреложности законов, управляющих вселенной, заставляет нас согласовывать нашу деятельность с этими законами, иначе говоря, с Волей Бога. Вместе с этим возникает осознание того, что деятельность необходима, но при этом она должна вести к единению, а не к разделению. Такая деятельность несовместима с эгоизмом.
Эгоизм был необходим на протяжении того времени, пока мы жили в неведении и не знали смысла жизни, но со временем он становится злом, препятствующим развитию нашей божественной сущности. Следовательно, наша деятельность должна быть бескорыстной, лишенной эгоизма и стремления к плодам, так как бескорыстие является необходимым условием для освобождения человека, сжигания его Кармы, не как моральное требование, а как неотъемлемая и доказанная необходимость.
Однако, как достичь сочетания самоотречения и отсутствия желаний с деятельностью, необходимой для роста?
Для достижения этой цели существуют два пути, две стези, как говорят индийские мистики: стезя Мудрости, доступная только немногим, и стезя Религиозного Чувства, открытая всем остальным. По первой стезе Мудрец достигает самоотречения, проникновением в смысл жизни уничтожая своё эгоизм; по второй стезе то же самое самоотречение достигается через любовь к олицетворённому Идеалу, в котором проявляется красота божественной природы Богочеловека. Оба пути приводят к одной цели.
Самоотверженная деятельность, не имеющая эгоистических помыслов, побуждает внутренний рост человека, а бескорыстие очищает его сердце. Таким образом, реализуется двойное условие праведной жизни: деятельность и отсутствие желаний, которые казались несовместимыми.
Бескорыстная деятельность, заменяя наши личные интересы интересами общего блага, постепенно приведёт нас к тому, чтобы отождествить своё "Я" со всеми, и тогда мы освободимся.
Понимание закона Кармы оказывает значительную помощь на обоих путях. Тот, кто знает закон, не говорит о "доброй или злой судьбе", он осознаёт, что Карма - это Воля Бога, и поэтому не следует ни избегать её, ни бояться.
Если Карма заставляет нас испытывать боль и страдания, то человек, понимающий их благой смысл, будет принимать их спокойно и терпеливо. Он знает, что над ним исполняется закон справедливости, который требует погашения любого зла, которое мы причинили самому малозначимому существу, и он также знает, что ни одно из его добрых поступков не останется незамеченным.
Путь очищения от эгоизма называется "Карма Йога" на санскрите, где Карма означает деятельность, а Йога — единение. Он ведет к очищению сердца, независимо от того, идёт ли человек по стезе Мудрости или по стезе Религиозного Чувства, и требует своевременного выполнения своих обязанностей, которые выражаются через нашу Карму.
Такое спокойное и безропотное выполнение своих обязанностей — выражение бескорыстной деятельности — является единственным ключом к счастью на Земле. Это успокаивает и укрепляет наш дух, освобождая нас от самой мучительной тревоги, какой может быть — мысли о себе. Только в успокоенном духе раскрывается истина, она отражается в его глубине, так же как небеса отражаются в светлых водах тихого горного озера.