Пасха и Астрология - что между ними общего? Отчего христиане вceгo мира величают Пacxy "праздником из праздников"? Какой верховный смысл вкладывают служители Церкви в торжество дня первого воскресенья весеннего равноденствия и мартовского полнолуния?
Праздничных дней в течение года встречается предостаточно, но только один стоит над всеми, именуясь не иначе как "торжество из торжеств". Это - ПАСХА. Не многими замечено, что дни празднования Пасхи оказываются близки дням празднования астрологами начала нового космобиологического цикла в развитии природы, дня весеннего равноденствия.
В этом году оно наступит 20 марта 2008 года, в 8 часов 48 минут по московскому времени, по истечении которых "звездочеты" отметят наступление Нового астрологического года. В Южном полушарии Земли наступает астрономическая осень, а в Северном - астрономическая весна. В религии в давние времена дню весеннего равноденствия тоже отводилось немаловажное значение.
Дата праздника Пасхи, которая отмечается каждый год в разное время, отсчитывалась от дня весеннего равноденствия следующим образом: 21 марта - первое новолуние - первое воскресенье, которое и считалось праздничным днем. В 2008 году мы отмечаем Пасху 26 апреля.
В разные годы Пасхалии предписывают отмечать Пасху то в марте, то в апреле, а то и в мае, заставляя думать, что кроме весеннего равноденствия и первого полнолуния существует и третий важный фактор "вычисления" пасхального дня. О чем это говорит?
О том, что между древнейшей наукой о связи земного и небесного, именуемой астрологией, а также религиозными догмами нет противоречия, и каждый из них толкует, по сути, об одном и том же. О Боге или явлении Высшего Космического Разума, которому подчинено все сущее. Церковь подходит к вопросу исключительно с позиций веры, астрологи - с позиций и веры, и ПОЗНАНИЯ.
Издревле человечество разделилось на две категории: те, кому дано верить, и те, кому, кроме веры, дано познать истину. Отсюда МИРОВАЯ РЕЛИГИЯ и МИРОВАЯ АСТРОЛОГИЯ - суть две ветви главенствующего мирового общественно-культурного феномена, идущего по жизни рядом, но временами ревниво отрицающие право на существование другого.
Главным образом со стороны Церкви в сторону астрологии. Как и все на свете, находящееся в движении и развитии, Пасха не имеет строго заданной даты, и она не зависит от воли человека, но исключительно от "жизни неба", от движения планет Солнечной системы.
Пасха - слово еврейское и означает "исход". О каком "исходе" идет речь? Разумеется о исходе еврейского народа в пустыню и начале освобождения от египетского рабства. Отсюда пасха - день освобождения, день избавления. А лучше сказать, возрождения, воскресения. Если открыть Старый Завет, то легко видеть, что пасха именно ВОСКРЕСЕНИЕ, торжество жизни над смертью.
Триумф жизни! Но только для тех, кто живет с Богом в душе и верит в возможность воскресения духовных сил, стремится к возрождению духа. И Новый Завет так же понимает под пасхой ВОСКРЕСЕНИЕ, конкретизируя: пасха - избавление от греха и рабства. И тут речь идет о торжестве духа над плотью, жизни небесной над жизнью мирской.
В более общем плане пасха - символ свободы, отказ от ложного, отжившего, мертвого и устремление к новому, жизнеутверждающему. Это очищение духа и усмирение плоти. В народе идея пасхи выражалась в том, что в день праздника было принято выпускать из клеток на волю птиц, заключенным даровать свободу.
Властями посещались тюрьмы, заблудших по возможности прощали, объявляли амнистии. Народ милосердствовал, подавал нищим и убогим, дарил подарки, целовался в знак братства (христосовались), просил прощение.
Считается, что в день Пасхи Иисус Христос воскрес из мертвых, возвестив человечеству о торжестве жизни над смертью, правды над ложью, веры над безверием, любви над ненавистью. И тут важен момент триединства. Пасха всегда приходится на дни начала весны. Но и на дни входа Солнца в зодиакальный знак Овен, отчего праздник окрашивается символическими атрибутами Овна.
Получается, что день весеннего равноденствия включает в себя начало весны, Пасхи и Овна. И все это происходит не по разумению человека, а по разумению Высших Сил, Божественного Начала. Лучше всего это прослеживается в традициях китайского культурного наследия, где указывается, что "созвездие Овна достигает неба в День Творения".
По-своему Пасха отражается и в "зеркале астрологии". Девиз Овна, девиз пионера и творца, "Я - есть!", соотносится с девизом воскресшего Христа, согласно Матфею, возвестившего о том, что ему дана "всякая власть на небе и на земле". Во славу жизни, по свидетельству Марка, он изгнал семь бесов из Марии Магдалины, объявил, что все те, кто уверует в него, его же именем смогут делать то же самое, заговорят новыми языками, возложат руки на больных, сделают их здоровыми.
Согласно Иоанну, он дал рыбакам полные сети рыб и "много сотворил перед учениками своими и других чудес". Показательно, что динамика развития ключевых понятий-символов Овна полностью отслеживает динамику событий жизни Христа после воскресения: от неустрашимой активности и проявления воли вначале к благородству и страстному покровительству в середине и далее, в конце, к храбрости и духовности.
Хорошо известно, что стихия Овна огонь, а управляющая планета Марс. Но и Церковь в дни Пасхи культивирует ОГОНЬ! Так, за семь дней до начала Пасхи, в ночь Великой субботы, на Руси вокруг храмов жгли костры, устраивали иллюминации, на колокольнях зажигали факелы, держали в руках зажженные свечи, торжественно встречали "денницу", зажженную зарю.
Вот почему Пасха - это праздник огня. Стихия пасхального огня полыхала всю Страстную неделю, очищая умы и души от неверия и греховодства, освобождая место жизнелюбию и святости.
Но и на этом символизм триединства не заканчивается. Цвет огня - красный, и он же цвет весны, и он же цвет планеты Марс, и он же цвет крови Господней. В пасхальные дни повсюду обилие КРАСНОГО цвета: в специально расстилаемых дорожках и коврах, в розовых венках на образах, в красных розах на куличах. Яйца, как древнейший атрибут Пасхи, красят в красный цвет или в цвета, близкие к красному.
Одаривая друг друга крашеными яйцами, тем самым желают друг другу здоровья, а значит, и жизни. Ритуал дарения крашеных яиц берет начало с времен римского императора Тиберия, которому с добрыми пожеланиями поднесла яйцо святая Мария Магдалина. Культ красного настолько силен, что переносится на послепасхальные дни, на праздник Красной Горки, согласно которому встречают восход Солнца и "заклинают" весну.
Между словами МАРС и МАРТ трудно заподозрить родственные связи, тем не менее они налицо. Название пасхального месяца март происходит от византийского "мартитус", название которому дали в честь бога Марса. Любопытно, что вначале у христиан Марс не был "богом войны", а напротив, представлял жизнь вполне мирную, покровительствуя земледельцу и скотоводу.
Не зря он назывался в народе "огородником, весновеем, ветроносом, каплюжником". И в заключение несколько слов о сути НОВОГОДЬЯ. В Древней Руси Новый год встречали первого марта, и это имело глубокий смысл, так как в эти дни пробуждалась природа, начинался новый цикл жизни. Но Иван Третий в 1492 году повелел встречать Новый год с первого сентября.
Что подвигло царя на подобное решение, сказать трудно. Ошибся в 1699 году и Петр Великий, перенявший у европейцев дату встречи Нового года с первого января. Все эти "новшества" смысла под собой не имели. Остается надеяться, что грядет день, когда "просвещенные народы" переназначат Новый год на день весеннего равноденствия, на один из великих пасхальных дней.