Христианские посты в православной церкви
Когда мы думаем о посте в Православной Церкви сегодня, мы почти сразу же обращаем внимание на определенные правила, касающиеся того, что нам можно и что нельзя есть. Более того, эта практика особенно связана с Великим и Святым постом. И вот, когда дело доходит до этого «сорокадневного» поста, есть такие, кто почти исключительно сосредоточит все свое внимание на ознакомлении со всеми предписаниями Церкви относительно того, когда нужно воздерживаться от той или иной пищи. Кроме того, есть те, кто может пойти на многое, тщательно проверяя, например, все ингредиенты определенных продуктов питания в супермаркетах, чтобы убедиться в отсутствии следов продуктов, которые, как они знают, запрещены во время поста, а также радоваться от восторга. когда им случается найти заменители своей любимой еды. Из такого понимания поста среди практикующих его обязательно следует вера в то, что если они «добились успеха» в этих усилиях, то они готовы принять воскресшего Господа в пасхальную ночь.
Однако вполне обоснованно возникает вопрос: действительно ли в этом суть поста?
Если Великий пост — это подготовительное время в литургическом году Церкви, предназначенное для подготовки верующих к встрече с воскресшим Христом в день Пасхи, то как такое понимание поста помогает в этом «духовном» пути? В этом ли истинный смысл поста? Или мы свели это просто к правилам о том, какие продукты разрешены, а какие нет?
Изучая некоторые гимны, находящиеся в Триоди — литургической книге, из которой поются многие прекрасные песнопения в период Великого поста, — есть надежда, что мы сможем восстановить истинный смысл поста. Этот подход правдоподобен постольку, поскольку гимны Православной Церкви в целом отражают ее богословское видение; действительно, они в певческой форме раскрывают богословское мировоззрение Православной Церкви. Более конкретно, мы кратко рассмотрим некоторые гимны, известные как «Aposticha idiomela» Вечерни, поскольку все они конкретно посвящены представлению церковного понимания поста. Действительно, они были намеренно вставлены в Службу, чтобы напомнить верующим об истинном значении поста. К сожалению, связь этих гимнов с постом утеряна из виду, и поэтому их значение сегодня в значительной степени игнорируется.
Даже беглое изучение этих постных гимнов ясно показывает, что пост – это прежде всего обновление наших отношений с Богом, ближним и миром в более широком смысле. Уже на вечерне Чистого понедельника нам напоминают, что пост предполагает личное очищение всего себя, а не просто диетическую «детокс»:
Давайте поститься так, как угодно и угодно Господу. Истинный пост – это бегство от зла, воздержание языка, воздержание от гнева, отделение от похотливых желаний и от лжи, от лжи и от лжесвидетельства. Отсутствие всего этого делает наш пост истинным и приемлемым.
В данном случае пост связан с динамикой очищения. Следуя призыву Христа к святости (ср. Мф 5:8), многие отцы Церкви говорят об очищении как о необходимом первом шаге к встрече с Богом. Поэтому пост должен сопровождаться усилиями по очищению.
Точно так же гимн, о котором идет речь, является призывом к чистоте. Значение чистоты, как и поста, не следует умалять. Очищение по сути означает процесс достижения целостности — обратите внимание на этимологическую близость этих двух понятий. Соответственно, очищение понимается как внутренняя последовательность или целостность характера, который перед лицом искушения остается полностью преданным Богу. Другими словами, это предполагает постепенную трансформацию от разбитости к целостности. Итак, согласно гимну, настоящий пост — это «средство» достижения «целостности».
Вместе с стремлением к воздержанию от страстей цель поста состоит в том, чтобы открыть верующим великолепие новой жизни , исходящей от Креста. А именно, испытывая небольшой физический голод во время поста, есть надежда, что это может превратиться в «голод и жажду» Христа. Этот преобразующий аспект поста отражен в тропаре, поемом во вторник первой седмицы Великого поста:
Будем соблюдать пост, не только воздерживаясь от пищи, но и отделяя себя от всякой телесной страсти… чтобы удостоиться причаститься Агнца… Сына Божия… Так мы будем вознесемся на высоту радостью добродетели и радостью добрых дел возрадуемся о Боге, Человеколюбце.
Соответственно, пост обретает свой истинный смысл, когда внешнее воздержание от пищи связано с внутренней борьбой за усиление нашего стремления к Богу через динамику чистоты и покаяния, завершение которого осуществляется в Святом Причастии.
В сочетании с соблюдением баланса между материальной и духовной сторонами истинного поста существует и третье необходимое измерение, а именно практическое сострадание к ближнему. На первой литургии Преждеосвященных Даров Идиомелон ясно говорит об этом:
Постись телом, братия, будем поститься и духом; ослабим всякую связь с несправедливостью... Дадим хлеб голодным и введем в дом наш бедных, у которых нет крыши, чтобы укрыть их, чтобы мы получили от Христа Бога нашего великую милость.
Истинный пост требует не только воздержания от пищи, но и практических дел сострадания, которые в данном случае включают работу по преодолению несправедливости и распространению гостеприимства – филоксении – особенно к нуждающимся. Говоря простыми словами, гимн подчеркивает, что не может быть настоящего поста без любви к «другим», особенно к тем, кто больше всего в этом нуждается. В конце концов, пост — это средство напомнить нам не только о нашей зависимости от Бога, но и о часто забываемой истине о том, что Бога можно увидеть перед лицом «другого».
Без этой борьбы за то, чтобы сосредоточить свой взор на Боге через созерцание Бога в нашем ближнем и во всем его творении, простой пост без еды не имеет никакой ценности. С другой стороны, если пост практиковать по-настоящему, он становится положительным действием, не чем иным, как настоящей теофанией, открывающей нам красоту и великолепие Воскресшего Господа.