Принципы магического мышления

В основе большинства суеверий лежат определенные интуитивные представления о том, как устроен мир. Ранние антропологи описывали эти интуиции с точки зрения таких принципов, как « сходство» и «заражение ».

Согласно принципу сходства, вещи, похожие друг на друга, могут иметь более глубокую связь, точно так же, как члены семьи имеют тенденцию походить друг на друга как внешне, так и по другим чертам. Конечно, это не всегда так. Но этот вывод кажется естественным, поэтому мы часто злоупотребляем им.

Как появились суеверия

В основе большинства суеверий лежат интуитивные представления о том, как устроен мир.

Показательный пример: свет, отраженный от поверхности зеркала, не связан со светом, возникающим в результате электрических разрядов, возникающих во время грозы. Но поскольку они оба, кажется, излучают свет, связь между ними была достаточно правдоподобной, чтобы стать народной мудростью во многих частях мира. Точно так же, поскольку наше отражение в зеркале очень похоже на наше собственное изображение, во многих культурах считается, что разбивание зеркала приносит неудачу, как будто повреждение этого отражения также будет означать ущерб для нас самих.

Принцип заражения основан на идее о том, что вещи обладают внутренними свойствами, которые могут передаваться при контакте. Тепло огня передается всему, чего он касается, и некоторые болезни могут передаваться от одного организма к другому. Сознательно или бессознательно, люди во всех культурах часто ожидают, что другие виды сущностей также могут передаваться посредством контакта.

Например, люди часто считают, что определенные сущности могут «перетереться» на ком-то, поэтому игроки казино иногда прикасаются к тому, кто находится на выигрышной серии. Именно поэтому в 2014 году статую Джульетты, шекспировского персонажа, безумно влюбившегося в Ромео, пришлось заменить из-за чрезмерного износа, вызванного тем, что посетители прикасались к ней в поисках любви.

Поиск закономерностей

Подобные суеверия выдают нечто более общее в образе мышления людей. Чтобы разобраться в нашем мире, мы ищем закономерности в природе. Когда два события происходят примерно в одно и то же время, они могут быть связаны. Например, черные облака ассоциируются с дождем.

Но мир слишком сложен. В большинстве случаев корреляция не означает причинно-следственную связь , хотя может показаться, что это так.

Если вы выйдете на стадион в новой футболке и ваша команда выиграет, вы можете надеть ее снова. Если придет еще одна победа, вы начнете видеть закономерность. Теперь это станет вашей счастливой рубашкой. На самом деле со времени последней игры изменилось множество других вещей, но у вас нет доступа ко всем этим вещам. Что вы знаете наверняка, так это то, что вы надели счастливую рубашку, и результат был благоприятным.

Суеверия утешают

Люди действительно хотят, чтобы их талисманы работали. Поэтому, когда они этого не делают, у нас меньше мотивации запоминать их или мы можем приписать свою удачу какому-то другому фактору. Если их команда проиграет, они могут обвинить в этом судью. Но когда их команда побеждает, они с большей вероятностью заметят счастливую рубашку и с большей вероятностью заявят другим, что это сработало, что помогает распространить идею.

Как социальный вид, большая часть того, что мы знаем о мире, исходит из здравого смысла. Поэтому кажется безопасным предположить, что если другие люди верят в полезность определенного действия, в этом может быть что-то есть. Если окружающие говорят, что вам не следует есть эти грибы, возможно, лучше избегать их употребления.

Эта стратегия «лучше перестраховаться, чем потом сожалеть» является одной из главных причин, почему суеверия так широко распространены. Другая причина в том, что им просто хорошо.

Исследования показывают, что ритуалы и суеверия усиливаются во времена неопределенности , и их выполнение может помочь уменьшить беспокойство и повысить производительность . Когда люди чувствуют себя бессильными, обращение к знакомым действиям дает ощущение контроля, которое, даже если оно иллюзорно, все равно может утешать.

Благодаря этим психологическим эффектам суеверия существовали на протяжении веков и, вероятно, будут существовать еще века.

logo